Фото: пресс-служба
— Какие показатели сегодня наиболее наглядно характеризуют российский каршеринговый рынок?
— Рынок каршеринга в России продолжает расти, и это неудивительно. По данным Росстата, за первые восемь месяцев 2025 года объем сегмента каршеринга вырос сразу на 46,7 млрд руб., это на 16% больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Другая любопытная цифра: если в 2022 году за руль автомобилей каршеринга суммарно садилось 1,2% населения страны, то в 2025 году данный показатель вырос почти до 3%, по подсчетам аналитиков Т-банка. Мы в компании с этими оценками в целом согласны.
У сегмента высокий потенциал, проникновение каршеринга пока низкое как среди машин, так и среди пользователей.
— Как рынок справляется с проблемой дорогих заемных ресурсов, с трудностями, связанными с удорожанием как самих автомобилей, так и их обслуживания, топлива?
— Ситуация в макроэкономике сейчас непростая, в том числе для каршерингового бизнеса. Но, знаете, когда я запускал «Делимобиль» в 2015 году, на Россию уже наложили первые санкции и все говорили, что сейчас неудачное время для привлечения инвестиций. Тем не менее наш бизнес развивался вопреки трудностям. Вот и сейчас компания находит способы оптимизировать растущие затраты.
В условиях высокой стоимости кредитов мы специально приостановили увеличение парка за счет лизинга. При этом рост цен на машины даже выгоден для нас, поскольку каршеринг становится более востребованным среди пользователей.
Для компании уходящий год был этапом, когда мы инвестировали в создание инфраструктуры: собственных станций обслуживания машин. Такой путь более эффективен, чем отдавать технический сервис автомобилей на аутсорсинг.
Автопарк должен быть в хорошем состоянии. Это не только вопрос эффективности, но и экологии: исправная машина меньше загрязняет воздух. Каршеринг помогает городу в целом — он снижает нагрузку на дороги, бережет зеленые зоны и позволяет использовать пространство более рационально.
— В ряде изданий прошла информация о массовых сокращениях в вашей компании, которые затронули 40% персонала. Так ли это?
— Мы пересматриваем внутренние процессы, чтобы компания оставалась стабильной и эффективной. Сосредоточились на самых важных направлениях, которые напрямую влияют на удобство и качество сервиса для пользователей. Некоторые проекты временно поставили на паузу, к сожалению, это коснулось части нашей команды. Несмотря на это, компания продолжает работать в обычном режиме.
— Сервисы каршеринга критикуют за то, что за руль здесь могут попадать неопытные водители. Как решаются проблемы безопасности?
— Аварийность в нашем сервисе снижается: в 2025 году число ДТП по вине пользователей сократилось на 21%. Это результат системной работы — мы развиваем инструменты контроля и поощрения аккуратного вождения. Корпоративная система рейтинга в реальном времени фиксирует стиль вождения, в том числе скорость, резкие разгоны и торможения. Аккуратные водители получают более выгодные цены на поездки и доступ к премиум-авто. Дополнительно у нас работает тест на внимательность, который не допускает к поездке пользователей в состоянии опьянения или с низкой концентрацией.
Важно, чтобы каршеринг был доступен каждому, даже молодым людям, которые только получили права. Цель — дать любому человеку независимо от опыта или дохода возможность с комфортом передвигаться по городу. При этом мы строго ведем черный список клиентов, совершивших грубейшие нарушения ПДД и правил сервиса, и пожизненно блокируем их в сервисе.
Обеспечение безопасности для компании — вопрос социальной ответственности. Понятные правила и система штрафов напрямую влияют на то, насколько предсказуемыми будут дороги и город для всех.
Когда водитель знает, что за нарушения последует ответственность, он реже рискует на дороге. Мы развиваем культуру ответственного вождения в России и видим, что все больше людей разделяют эти ценности.
— Какие результаты уходящего года вы бы отметили?
— По данным столичного департамента транспорта, «Делимобиль» является первым каршеринговым сервисом в России. Мы запустили свои услуги десять лет назад и с тех пор сохраняем лидерство на российском рынке по количеству автомобилей в парке и географии городов, в которых работаем.
Сегодня в сервисе зарегистрировано 12 млн пользователей, а автопарк насчитывает почти 30 тыс. автомобилей, а в 2026 году объем автопарка может вырасти до 10%. По нашим оценкам, сервис является одной из крупнейших каршеринговых компаний не только в России, но и в мире: работаем в Москве и еще 15 российских городах и продолжаем масштабировать сервис в регионах. В соответствии со стратегией развития планируем запускать каршеринг в трех—пяти новых городах ежегодно, сохраняя устойчивый темп роста.
Для нас важно также, что каршеринговый бизнес способствует устойчивому развитию общества, мегаполисов, имеет социальное значение и способствует защите окружающей среды.
— В чем социальное значение каршеринга?
— Владеть личным автомобилем становится все более дорогим удовольствием. А каршеринг дает возможность пользоваться машиной, не покупая ее.
По сути, каршеринг решает проблему социального неравенства. Наша бизнес-модель выстраивается во многом с ориентиром на людей, которые используют каршеринг для работы. Сервис помогает людям профессионально развиваться и решать повседневные и рабочие задачи. Автомобиль, скажем, для риелтора или других профессионалов является необходимым инструментом, а не элементом статуса. Каршеринг делает его доступным, поддерживает занятость, мобильность и качество жизни людей — в этом мы видим его ключевую общественную ценность.
— Каков вклад каршерингового бизнеса в охрану окружающей среды?
— По статистике, в среднем одним автомобилем каршеринга за день пользуются семеро человек. То есть сервис способен в семь раз потенциально снизить число машин в городе, а значит, не тратить ресурсы на производство автомобилей и не решать проблему с их утилизацией. Разгружается парковочное пространство и сокращаются заторы. В том, что в Москве стало меньше пробок, есть заслуга и каршеринговых сервисов. Сокращается и количество вредных выбросов в атмосферу.
Кроме того, средний возраст автомобилей сервиса — три-четыре года, они имеют нормы выброса Евро-5, такие машины меньше загрязняют окружающую среду. Мы также стараемся вносить свой вклад в сохранение зеленых зон в городах. Наши автомобили можно парковать только в разрешенных местах — парковка на газонах запрещена, и мы строго за этим следим — это позволяет сохранить городскую инфраструктуру и природу. Одна машина каршеринга заменяет несколько личных авто, сокращая потребность в парковках и освобождая место для зеленых и пешеходных зон. Это часть нашей ответственности перед городами и их жителями.
— Вы довольны результатами IPO, которое компания осуществила в прошлом году?
— Мы оцениваем результаты выхода на Московскую биржу как очень положительные, компания благодарна финансовым институтам и инвесторам, которые поверили в нас. В целом управление публичной компанией несет ряд ограничений и расходов, но благодаря прозрачности мы получаем доступ к финансовым ресурсам и развиваемся. Да, в настоящее время сложный период для финансовых рынков, но с планируемым понижением ключевой ставки Центробанка ситуация будет улучшаться.
Сейчас акции торгуются на уровне 117 руб., и у компании есть потенциал роста. Сегодня ликвидность на бирже низкая, многие компании недооценены, люди продолжают хранить сбережения на банковских вкладах с высокой ставкой. Но это временное явление. Убежден, что с понижением ключевой ставки ЦБ инвесторы будут активнее заходить в перспективные активы.

