-0.8 C
Мюнхен
Вторник, 16 декабря, 2025

«Удар по Китаю». Глава Carwin — о влиянии утильсбора на авторынок :: Autonews

Must read

С 1 декабря в России стала применяться новая методика расчета утилизационного сбора, которая в разы увеличила стоимость иномарок. С 1 января 2026 года ставки по платежу повысят еще раз — в среднем на 10–20% в зависимости от категории транспорта. Это первый этап ежегодной индексации утильсбора, которая рассчитана до 2030 года.

Какие модели в результате исчезнут с российского рынка? Есть ли иномарки, которые можно купить выгодно? Каким будет авторынок через год? Эти и многие другие вопросы Autonews.ru задал руководителю сервиса заказа автомобилей из-за рубежа Carwin Дмитрию Заборе.

— Увидели ли вы отток клиентов после повышения утильсбора или спрос просто сместился в другие сегменты?

— Повышение утильсбора — это минус почти полностью корейское направление и серьезный удар по китайскому. И предложить тут какие-то альтернативы уже практически невозможно: слишком много сегментов спроса фактически вычеркнуты.

Руководитель Carwin Дмитрий Забора Руководитель Carwin Дмитрий Забора (Фото: из личного архива)

— Сколько добавит к стоимости автомобилей утильсбор?

— Простой пример: буквально за несколько дней до 1 декабря мы растаможили Kia Carnival 2022 года — большой корейский 9-местный минивэн с дизелем 2,2 литра, 202 л.с. Очень богато оснащенный, семейный и надежный. Обошелся в 3,5 млн руб. во Владивостоке.

Утильсбор на автомобили старше 3 лет с объемом ДВС больше 2 литров составит 3 501 600 руб., то есть к базовой стоимости автомобиля фактически надо добавить еще столько же. А в данном ценовом сегменте повышение даже на 500–700 тыс. руб. — это много и заставляет перенести покупку на более поздний срок или вовсе отказаться от нее.

— Есть ли аналоги автомобилей, не попадающие под утильсбор?

— Увы, нет. Большой машине положен более-менее мощный мотор, исключений тут нет. Поэтому спрос не сместится в другие сегменты — просто вырастут цены на автомобили с пробегом, люди будут реже их продавать, а цикл пользования вместо стандартных 3–5 лет пойдет на 8–10 лет. А компании, которые занимались импортом автомобилей, ждет серьезное падение продаж.

Рынок 5 декабря Эти иномарки не затронул новый утильсбор. Топ-6 классных моделей Рынок 26 ноября «Белорусская лазейка» против утильсбора. Эксперты предупредили о рисках

— Какие модели в 2025 году стали самыми востребованными у российских покупателей? Удастся ли этим машинам сохранить интерес в 2026-м?

— Текущий год наиболее правильно охарактеризовать фразой «везут все подряд». Даже если проехаться по таможенному складу, то хорошо заметно, что там стоит всевозможный модельный ряд в любых ценовых сегментах.

Но если брать машины, которыми чаще всего интересовались, то это VAG-группа и «японцы». То есть это не китайские автомобили, не гибриды и не электромобили, а всегда востребованная классика.

Лидер спроса — Toyota RAV4. [Придется отдать] 3,3 млн руб. за новый автомобиль с полным приводом, в хорошей комплектации, с подогревами — это очень интересно. В салонах такие стоят от 4,5 млн руб.

Также нельзя не упомянуть один очень востребованный кроссовер — Mazda CX-5. Доступен только передний привод, но и цена за базовую версию начинается от 2,2 млн руб.

Mazda CX-5 (Фото: DongChedi)

— А как же китайские автомобили?

— В 2023–2024 годах пик запросов был на китайские «электрички» — Zeekr, Li, Voyah. Все это бесконечно обсуждалось, вызывало восторг и активно ввозилось, в том числе через Киргизию с минимальной таможней. В 2025-м было много интересных электрических новинок, а вот желающих купить их среди россиян стало заметно меньше.

Исключение — премиум-сегмент: там есть спрос на топовые электромобили вроде Zeekr 007. Но новый утильсбор фактически вычеркивает их из списка доступных — про них можно забыть.

Так же существенно снизился спрос и на Geely Monjaro — им тоже наигрались.

— Как отреагировали клиенты на новый утильсбор — стали покупать быстрее «до январского подорожания» или, наоборот, берут паузу?

— В этот раз желающих подождать «а вдруг отменят» почти не нашлось. Слишком понятно и очевидно, что либо ты успеваешь, либо покупаешь через какое-то время существенно дороже.

— Бывали ли случаи, когда клиенту приходится объяснять, что половина итоговой цены — это именно утильсбор? Как они реагируют?

— Каждый день приходят запросы без учета нового утильсбора, а иногда и с формулировкой «про утиль слышал, считайте с ним». Но реальность жестока: многие слышали про утильсбор и оценивают его как фактор, повышающий цену, а по факту он — ограничивающий. То есть большую часть автомобилей нет смысла даже просчитывать с новым «утилем» — сразу понятно, что стоимость запредельная.

Основная реакция — растерянность. Вот недавно был звонок, диалог вышел примерно такой, максимально характеризующий текущую ситуацию с импортом:

— Хочу после Нового года купить RAV4 с пробегом, есть 2,5 млн руб., уложимся?
— RAV4 уже нельзя, у него утиль с 1 декабря плюс 1,5 млн руб.
— Ладно, тогда Mazda CX-5 новую, мы изначально ее и смотрели.
— Тоже нельзя, с 1 января у китайцев ограничение на 180 дней (с 1 января 2026 года Китай ужесточит контроль за экспортом новых автомобилей, которые вывозят под видом подержанных — Autonews.ru).
— Тогда Mazda CX-5 б/у, ее можно же? Но только нам 4WD надо.
— 4WD нельзя, нет их таких, которые в утиль не попадают.
— А что есть 4WD с левым рулем до 2,5 млн руб.? Что можно?
— Ничего нельзя. Таких машин сейчас просто нет.

И реально нечего предложить людям, кроме как покупать передний привод.

Фото: Carwin

— И что делать?

— Мы в ближайшее время откроем поставки из ОАЭ — там много вариантов автомобилей с полным приводом, которых нет в Китае и Корее.

— Повлиял ли новый утильсбор негативно на ваш бизнес или вы переключились на бюджетные машины?

— Повлияет однозначно. Ждем серьезнейшее падение спроса и, соответственно, продаж после Нового года — и это даже с учетом пока условно низкого курса валют. Если еще и рубль упадет, о чем в последнее время говорят все прогнозы, то даже думать не хочется о последствиях. Но даже в текущих реалиях штат придется сокращать.

И надо понимать, что проблема не в том, что доступными остались только бюджетные автомобили, а в том, что из доступных выпали целые категории: гибриды, электромобили, 4WD, семейные авто, «проходимцы» и просто околоспортивные машины с более-менее мощной технической начинкой.

— Что ваши иностранные партнеры думают о повышении утильсбора?

— Они перестают воспринимать российский рынок как основной и наиболее интересный. По Корее вообще все печально: там слишком большой сегмент захватывает утильсбор. По Китаю какие-то шансы на совместную работу оставались, но и у них с 1 января будут ограничения по вывозу новых машин — необходимо отстаивать 180 дней, что тоже скажется на объемах покупок.

— Какая средняя стоимость автомобилей, которые вы доставляете в Россию?

— Корея — это, как правило, достаточно дорогие автомобили: от 3,5–4 млн руб. за Carnival / Palisade / Staria и до премиум-сегмента вроде BMW X7 за 10–12 млн руб. Но среднюю стоимость тут точно не посчитаешь корректно — покупают ведь и Kia K3 за 1,8 млн руб.

По Китаю тоже большой разброс: в большом спросе Corolla по 1,4–1,5 млн руб., как и Highlander по 5 млн руб. Не говоря уже о более дорогих Li 7 и другом премиуме.

Автомобили Li Auto (Фото: DongChedi)

По Японии среднюю стоимость определить проще всего — от 900 тыс. до 1,3 млн руб. Раньше было больше заказов на более дорогие кроссоверы и микроавтобусы, но японские санкции и открытие китайского направления изменили конъюнктуру.

— Каким вы видите рынок через год с учетом принятия реформы утильсбора?

— Какой-то сегмент импорта просто исчезнет — это машины старше 3 лет, особенно с объемом ДВС больше 2 литров. Будут покупать автомобили мощностью свыше 160 л.с. уже с расчетом на новый утильсбор, но это даже близко не будет массовым явлением.

«Льготные» автомобили уже подорожали, ажиотажного спроса тут ждать не стоит. Их модельный ряд не очень большой, и большая часть — это переднеприводные китайские Volkswagen с турбодвигателями 1,4–1,5 литра, 150–160 л.с. и роботизированной трансмиссией. Это, мягко говоря, не российская мечта.

Импорт автомобилей в каком-то виде существовать будет, но даже близко не повторит объемы 2025 года. Если курс рубля уйдет к 90–95 и выше, это будет почти приговор всем зарубежным покупкам и запустит круговорот б/у-авто на вторичке.

— Можно ли сказать, что рынок перестраивается под утильсбор и клиенты уходят в бюджетный сегмент?

— Пока рано об этом говорить. Новый утильсбор только вступил в силу, а перед этим был достаточно большой период насыщения рынка автомобилями. Думаю, получим серьезный период затишья минимум на январь–февраль, а дальше будет понятно, в какую сторону пойдут покупки.

— Что произойдет с рынком дорогих и мощных машин?

— Нововведение по утильсбору заметят все. Новые и почти новые машины (до 3 лет с даты выпуска) в востребованном сегменте с мощностью до 400 л.с. и объемом ДВС от 2 до 3 литров прибавят 2,5–3 млн руб. Цифры не смертельные, но достаточно серьезные. Компенсировать их способен только очень крепкий курс рубля.

Фото: Carwin

— Какая ситуация на иностранных рынках?

— Любые изменения в нашем законодательстве сразу отражаются на предложениях автомобилей за рубежом. И, как правило, на довольно примитивном, но понятном уровне: больше спрос из России — выше цены.

Часто можно наблюдать, что продавцы выставляют автомобили с пробегом в 3–4 года дороже, чем они когда-то стоили новыми. Но стоит только какой-то категории попасть под запрет — проходит немного времени, и цены возвращаются к норме.

— Хватит ли «льготных» автомобилей на иностранных рынках?

— Да, хватит. У того же Китая, кажется, их запас вообще неограничен. Самое главное — чтобы был спрос. «Льготные» автомобили, как уже говорили, закрывают потребности достаточно узкой аудитории.

— Как вы обеспечиваете безопасность доставки?

— В этом году у нас в Китае переворачивался автовоз с нашими машинами, а уже в России второй ярус автовоза упал на автомобиль — отказала гидравлика на морозе. Подобные форс-мажоры, в принципе, происходят регулярно. Но машины застрахованы на всех этапах пути: клиентам либо покупались новые автомобили, либо выплачивалась полная сумма возмещения.

Как защититься от таких случаев? Очень просто — не экономить на доставке и работать с нормальными транспортными компаниями.

— Случается ли, что перевозчики отказываются работать с Россией?

— Если это противоречит местному законодательству — да. Самый характерный пример — Япония. Два года назад ввели санкции на гибриды, электромобили и автомобили с объемом ДВС больше 1,9 литра и строго их соблюдают. В целом это не проблема — санкционные машины вывозятся через Корею, но напрямую из Японии в Россию отправлять их нельзя.

По этой же причине несколько лет назад отказалась работать с РФ крупная судоходная компания ECL. Это было неприятно, мы с ними давно сотрудничали. Но альтернативы нашлись быстро — такие ниши долго пустыми не остаются.

— С какими странами логистически сложнее всего работать сегодня?

— Со всеми работать просто. Россия — очень выгодный клиент: много покупает, быстро платит. Поэтому, как только возникает спрос на услуги, почти сразу появляется и предложение по логистике, причем не одно.

Фото: nblx / Shutterstock / FOTODOM

— Какие модели вы считаете самыми интересными сейчас?

— В первую очередь — китайский рынок: там самое интересное сочетание цены и качества. Но, повторюсь, сейчас нельзя не учитывать ограничения Китая на вывоз новых автомобилей с 1 января — теперь нужно ждать 180 дней. Если успеть до этого срока, то можно покупать практически любой автомобиль: обязательное условие — он должен быть новым. Тогда будут и дилерские скидки, и возврат НДС.

Для понимания ценообразования:

  • Geely Coolray — 1,6 млн руб.;
  • VW Tharu XR / Kia Seltos — 2 млн руб.;
  • Гибридная Corolla — 2,1 млн руб.;
  • Skoda Superb — 2,3 млн руб.

И это новые автомобили 2025 года.

— Что посоветуете, если бюджет 1,5–2 млн руб. и нужен новый автомобиль с левым рулем?

— Honda Vezel — около 2 млн руб. Отличный свежий кроссовер, простой и надежный.

— Если 2,5–3,5 млн руб.?

— Без вариантов — Mazda CX-5. Базовые версии от 2,2 млн руб., топовые — около 3 млн руб.

А вот с бюджетом ровно 3,5 млн руб. есть проблема: машин под него почти нет. Все, что дороже, не проходит по мощности в новый утильсбор.

— Есть ли модели, которые вы бы не рекомендовали из-за проблем с ремонтом?

— Сейчас такое время, что даже малоизвестные китайские модели со сложными названиями почти наверняка имеют свою Telegram-группу в России. Там машину разбирают на составляющие, составляют списки запчастей, аналогов, публикуют отзывы и кейсы ремонта. И если такой группы нет, а у модели нет дилерских аналогов в России — тогда действительно стоит выбрать что-то более популярное.

Читайте также:

  • Праворульные машины запретят в России? Мы все выяснили
  • ОСАГО на месяц. Мы сравнили цены и узнали все о плюсах и минусах
  • Какие машины до 160 л.с стали покупать россияне. Ответы продавцов

Авторы ТегиАлексей Панков Обозреватель, креативный редактор Autonews

- Advertisement -spot_img

More articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img

Latest article