0.9 C
Мюнхен
Вторник, 23 декабря, 2025

Полицентричное будущее Москвы: «Южный порт» как новый стандарт урбанизма | РБК Недвижимость

Must read

Каким будет «третий центр» столицы и кто его застраивает: планы по развитию нового современного городского кластераАкватория Южного речного порта Акватория Южного речного порта (Фото: Aeon Development)

До последнего времени деловая жизнь Москвы почти целиком была сосредоточена в историческом центре и вокруг «Москва-Сити». Сегодня город сознательно уходит от моноцентричной модели, создавая сеть полноценных узлов деловой и общественной активности внутри МКАД. На юго-востоке столицы новым центром становится кластер «Южный порт», который занимает треть района Печатники и в перспективе должен сыграть такую же роль, что когда-то сыграл деловой Сити на Пресненской набережной.

Новый сценарий города в мировом контексте

Реорганизация бывших промзон, к которому относится и «Южный порт», в столице ведется по принципу комплексного развития территорий. Это означает, что параллельно со строительством жилья формируется и вся необходимая инфраструктура — социальная, транспортная и коммерческая. В результате на месте бывших складов и производств возникают полноценные кварталы «город в городе» — с парками, школами, фитнес-центрами, магазинами и ресторанами, что фактически снимает с жителя проблему логистики в повседневной жизни.

Для девелоперов реорганизация промзон — это возможность строить с нуля, без ограничений старого фонда: а значит, можно планировать дворы без машин, использовать панорамное остекление и энергоэффективные решения, а также выводить проекты с самыми смелыми архитектурными формами.

Модель, к которой движется «Южный порт», по словам управляющего директора Kalinka Russia Виктории Григорьевой, давно стала частью повестки ведущих мировых мегаполисов. Так, квартал с Domino Park и благоустроенной набережной в Нью-Йорке появился на месте сахарного завода; известный промышленный район Hudson Yards в 2005 году стал общественно-жилым центром Манхэттена; а гамбургский Hafencity — примером сочетания офисов, жилья и культурных пространств на бывших портовых территориях. «Концепция «город в городе» реализуется во многих странах: в Великобритании, США, Турции, — говорит Виктория Григорьева, — но наиболее близкими по духу к «Южному порту» выглядят проекты Сингапура и ОАЭ, где внимание к воде и паркам, а также интеграция с природным ландшафтом позволяют создавать ощущение просторного, «воздушного» города даже при высокой плотности застройки».

Фото: МоскомархитектураФото: Москомархитектура

Новый центр на карте города

Юго-восток и в частности Печатники долго оставались одним из крупнейших промышленных анклавов Москвы: вдоль русла реки тянулись склады, производственные корпуса и транспортные площадки, фактически отрезавшие жилые кварталы от набережной. Однако в ближайшее время на месте «серой зоны» уже проявляет свои очертания новый кластер «Южный порт», общая площадь которого составляет внушительные 644 га: это самая большая реновация в Европе. На этой территории планируется построить около 7,5 млн кв. м недвижимости, из которых 4,4 млн — жилье, а оставшаяся часть предназначена под масштабную деловую застройку, объекты общественного назначения и озеленение.

Фото: МоскомархитектураФото: Москомархитектура

«В ходе реализации первой фазы застройки индустриального кластера запланировано возведение 2,85 млн кв. м недвижимости, в том числе около 1,5 млн кв. м жилья на территории 70,5 га, — замечает управляющий директор компании «Метриум» Роман Сырцов. — А частные инвестиции в строительство превысят 380 млрд руб.».

Периодически в прессе, да и в городских документах кластер в Печатниках уже упоминается как будущий третий центр столицы, сопоставимый по значимости с «Большим Сити». Для Москвы это часть широкой стратегии полицентричного развития. «Южный порт» входит в число шести перспективных центров, которые в ближайшем будущем должны перераспределить деловую активность и сократить маятниковую миграцию (ежедневные поездки людей на работу или учебу в другой конец города и обратно): «Лихоборы — Окружная», «Хорошевская — Шелепиха», «Очаково — Рябиновая», «Варшавская — Бирюлево», «Авиамоторная — Нижегородская» и «Южный порт — Текстильщики».Только если про первые пять хабов известны лишь локация, то «Южный порт» активно осваивается уже несколько лет.

План застройки промзоны «Южный порт»Проект многоуровневой набережной на территории Южного порта План застройки промзоны «Южный порт»Проект многоуровневой набережной на территории Южного порта План застройки промзоны «Южный порт»(Фото: mos.ru)Проект многоуровневой набережной на территории Южного порта (Фото: «Аеон Девелопмент»)

С запада на юго-восток

«Москва сложилась как город с ярко выраженной центральной системой: исторический центр подчинял себе всю территорию вокруг, вследствие чего и формировалась радиально-кольцевая система, что для развития города не очень хорошо, — говорит академик отделения Международной академии архитектуры в Москве Дмитрий Наринский. — Еще в советский период власти поняли, что столице для правильного развития необходима децентрализация, и в середине 1980-х годов появилась концепция архитектора Бориса Тхора, которая стала основой появления «Москвы-Сити»: но сегодня этот деловой центр является единственной альтернативой историческому центру города».

«Южный порт» является по сути эволюционным продолжением «Большого Сити». Он формирует на юго-востоке столицы новую точку притяжения, перетягивая часть деловой активности из центра и с запада города. Развитый транспортный каркас — метро, наземные и даже речной транспорт — повысят доступность района и его удобство для тех, кто выберет эту локацию для жизни и работы. Там уже существует транспортный узел «Печатники», который включает в себя две станции метро — Большой кольцевой линии и салатовой ветки, а также МЦД. К 2030 году здесь должна появиться новая станция «Южный порт».

Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»

В отличие от первого Сити масштабная территория кластера «Южный порт» обладает уникальной береговой линией протяженностью 13 км. Это позволяет организовать не только современные набережные, но и водную инфраструктуру, включая крупнейшую в Москве марину на 200 яхт. О том, что здесь появятся также причал для легкомоторных судов и первый в столице понтонный бассейн на открытом воздухе с летним пляжем, рассказал на пресс-конференции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

И, конечно, формат КРТ обеспечивает появление здесь наряду с высококлассным современным жильем всей социальной инфраструктуры, новых рабочих мест, ретейла, качественного общепита, образовательной и культурной составляющей.

В кластере «Южный порт» расположены

- Advertisement -spot_img

More articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img

Latest article