11.6 C
Мюнхен
Понедельник, 8 декабря, 2025

Ограбление по-китайски. В России похитили партию предоплаченных LiXiang :: Autonews

Must read

В конце июля 2025 года компания Evocars, специализирующаяся на подборе и доставке иномарок из Китая, столкнулась с неожиданной проблемой — по пути в Москву через Казахстан пропал целый автовоз с заказанными машинами. Об этом Autonews.ru рассказал руководитель компании Денис Блинов.

Речь идет о семи моделях LiXiang и Avatr на общую сумму более 30 млн руб. Для Evocars исчезновение машин буквально «из-под носа» стало шоком. Изначально в компании не спешили выносить проблему в публичное поле — там пытались разобраться, не создавая панику среди клиентов. Однако в клубе владельцев Li Auto о пропаже узнали почти сразу.

Autonews.ru выяснил, как подобное могло случиться и есть ли шансы вернуть автомобили.

Что случилось

По словам Блинова, это была самая обычная поставка автомобилей по отработанному и проверенному не раз маршруту.

«Все шло штатно. Водитель выходил на связь, присылал видео. В один момент сказал, что пробил колесо, задержится. Бывает, дорога длинная. Мы даже не насторожились», — вспоминает он.

Новая партия LiXiang добралась до России Новая партия LiXiang добралась до России

По плану автовоз должен был прибыть в Одинцово, где так и не появился. Сам водитель перестал отвечать на звонки.

По словам Блинова, не исключалось, что транспорт могли задержать на штрафстоянке, но спустя несколько суток стало понятно: машины пропали.

«Мы начали обзванивать всех — клиентов, партнеров, логистов. Сначала просто хотели понять, где автовоз. Потом стало ясно, что мы не одни: у других компаний тоже исчезли машины», — отметил собеседник Autonews.ru.

По его словам, всего в тот день «испарились» 24 автомобиля: семь из них принадлежали Evocars, а остальные — сторонним заказчикам.

Все украденные машины перезаказаны и выданы покупателям (Фото: EVOCARS)

Кто виноват и что делать

Первым делом логисты обратились к китайской стороне — поставщику, который организовал перевозку. Ответ пришел довольно быстро: внутри логистической компании действительно выявили мошенничество.

Выяснилось, что начальник логистического узла в Китае передал водителям поддельные адреса разгрузки в Московской области и контактные данные фиктивного получателя.

«Автовоз приехал на большую площадку. Там его встретил человек, осмотрел машины, подписал документы, сделал фото. Все выглядело официально», — рассказал Блинов.

Подставной представитель заказчика забирает автомобили у водителей

Некоторые из украденных машин были оснащены GPS-трекерами. Логисты попытались отследить сигнал и даже получили координаты, но когда выехали на место, где один из маячков «застыл» на несколько часов, обнаружили чистое поле.

«Мы поняли, что трекеры просто вытащили и раскидали по другим машинам. Потом, видимо, вынули сим-карты — и все. Конец связи», — сказал глава Evocars.

По словам Блинова, после инцидента он лично вылетел в Китай, чтобы разобраться в ситуации. Автомобили были застрахованы по международному контракту, уточнил он. Китайский поставщик, связанный со страховой компанией, пообещал урегулировать вопрос в пределах своей ответственности. Пострадавшим клиентам был предложен выбор: вернуть денежные средства, либо дождаться новых машин. Все клиенты единогласно подтвердили готовность ожидать новую партию автомобилей, заявил представитель Evocars. По итогу компания оформила передзаказ похищенных автомобилей, а китайская сторона взяла на себя взаимодействие со страховой компанией.

Autonews.ru запросил у Evocars актуальный договор, чтобы понять, какие именно гарантии и механизмы защиты предусмотрены для клиентов. В компании подтвердили, что прежняя редакция документа больше не используется — ее заменили новым вариантом. Однако предоставить бумаги для ознакомления отказались.

По словам Блинова, логистическая схема была устроена так, что водители, вероятно, сами стали частью обмана. Им якобы передали распоряжение: разгружать машины не на складе, а в «точках ожидания, а если клиенты или российская компания будут звонить — говорить, что ожидают оплаты или подтверждения». Многие водители воспринимали это как обычную рабочую инструкцию.

«Им сказали: разгрузите здесь. Водители думали, что это распоряжение начальства», — добавил Блинов.

Отчет водителей о доставке машин

Когда пропавшие машины начали искать, перевозчики быстро собрались и уехали обратно в Казахстан. Ни один водитель пропавших автовозов на связь больше не вышел — телефоны выключены, номера неактивны.

Глава Evocars добавил, что логистика по контракту была на стороне поставщика. То есть перевозку заказывали китайские партнеры. Однако после кражи условия сотрудничества были пересмотрены. Теперь доставку организовывает российская сторона.

Фото: EVOCARS

Цифровая чистка

LiXiang — «умные» кроссоверы, напичканные телематикой. Казалось бы, их можно отследить по электронным блокам или встроенной китайской SIM-карте. Но, как выяснилось, это не помогло.

«В России давно научились перепрошивать китайские автомобили. Можно стереть все. Машина становится абсолютно «чистой», — сообщил Блинов.

По его мнению, украденные автомобили могли быть разобраны на запчасти. Спрос на комплектующие для Li Auto в России довольно высокий, а официальных поставок запчастей пока нет.

В компании отметили, что впервые столкнулись с подобной проблемой.

Тайны следствия

По словам Блинова, пострадавшие российские компании попытались подать коллективное заявление о краже. Но выяснилось, что российские импортеры юридически не были собственниками автомобилей. Владельцем оставался китайский поставщик — до момента передачи машин. Соответственно, именно он должен был обращаться в органы правопорядка. Результат — потерянное время.

«Появилась информация, что задержали человека, принимавшего автомобили. На этом все. Что происходит дальше — неизвестно», — отметил Блинов.

Фото: EVOCARS

По его словам, задержанный оказался типичным «дропом» — человеком, чья банковская карта используется для транзита или обналичивания похищенных денег. Он не связан с заказчикам, которые могут находиться за пределами России.

Казахским следователям удалось выяснить, что доверенность, по которой работал один из перевозчиков, была фальшивой. Документ, по словам собеседника, «вообще значился на других людей».

Сейчас иностранные органы занимаются тем, чтобы понять, кто эту доверенность изготовил и почему перевозчик был уверен в ее подлинности. В случае подтверждения подлога дело получит полноценную уголовную квалификацию, но лишь на территории Казахстана.

В настоящий момент ни один из украденных автомобилей так и не «всплыл» — ни на учете, ни на таможне, ни на вторичном рынке. По базам они числятся ввезенными, но не оформленными. Если кто-то попробует поставить такую машину на учет — она сразу «засветится», добавил Блинов.

Мнения экспертов и юристов

История выглядит как единичный случай, но в действительности оказалась далеко не первым. Блинов рассказал, что похожим образом было украдено несколько десятков автомобилей.

«Несколько месяцев назад было похищено около 40 машин. Об этой схеме знают и брокеры, и перегонщики из Китая, Казахстана», — отметил он.

Эксперт по подбору и доставке автомобилей из-за рубежа, автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов признался в беседе с Autonews.ru, что впервые об этом слышит.

Фото: EVOCARS

Однако он добавил, что не удивлен. По его словам, всегда существует подобный риск.

«Технически это можно провернуть без особых проблем. Если мы говорим о параллельном импорте, нередко машины реально доставляются на честном слове», — отметил Чернов.

Он также добавил, что в России эксплуатировать такие машины не получится. Их попросту не поставят на учет.

Юрист Дмитрий Дугин в свою очередь сообщил Autonews.ru, что в ситуациях, когда покупатель уже внес деньги, но автомобиль так и не получил, первое, что нужно сделать, — собрать и сохранить все документы, связанные со сделкой.

«Договор, подтверждения оплаты, переписка — все это становится основой для защиты прав потребителя», — отметил юрист.

Он подчеркнул, что уже на этом этапе важно понять, на кого именно был оформлен автомобиль и как в договоре распределены риски.

Комментируя вопрос о необходимости подачи заявления в полицию, Дугин объяснил, что решающее значение имеет статус собственника машины.

«Полиция принимает заявление от лица, которое может подтвердить свои права на автомобиль. Если собственником числится не покупатель, а перевозчик, именно он будет считаться потерпевшим», — пояснил он.

По его словам, если у покупателя есть документы, свидетельствующие о его праве владения или о признаках мошенничества, он вправе обращаться в полицию самостоятельно.

Говоря о том, какие пункты договора наиболее важны, эксперт отметил, что особое внимание следует уделить распределению рисков и ответственности за утрату автомобиля до момента передачи покупателю.

«Гражданское право позволяет сторонам согласовать любые условия, поэтому принципиально важно, чтобы в договоре четко было прописано, кто отвечает за машину на каждом этапе», — уточнил Дугин.

От того, на кого оформляется автомобиль — на заказчика или перевозчика с последующей перепродажей — напрямую зависят права покупателя и его возможность защищать свои интересы, резюмировал эксперт.

Что говорят сами клиенты

Мы побеседовали с одним из заказчиков Evocars по имени Дмитрий, автомобиль которого был похищен.

— Обращались ли вы к юристу для консультации по этому инциденту?

— Да, я консультировался с юристом сразу после инцидента, чтобы понять возможные правовые последствия и порядок действий. Однако в дальнейшем дополнительного вмешательства не потребовалось: компания предложила варианты решения проблемы.

— Сколько времени занял процесс перезаказа автомобиля?

— Процесс переоформления сделки занял более двух месяцев. Это включало согласование нового заказа, подтверждение производства на заводе и организацию доставки.

— Были ли прописаны в первоначальном договоре временные рамки?

— Да, сроки были указаны. Несмотря на то, что угон транспортного средства не относится к стандартным рискам поставки, компания пыталась соблюдать договорные обязательства, хотя незначительно вышла за рамки сроков.

Читайте также:

  • Ценовой шок и штраф за шины. Какие новшества ждут водителей с 1 декабря
  • Самые яркие премьеры автосалона в Гуанчжоу-2025. Это не только «китайцы»
  • Вот какие машины могут освободить от утильсбора. Мы узнали причины

Авторы ТегиАлексей Панков Обозреватель, креативный редактор Autonews

- Advertisement -spot_img

More articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img

Latest article