24 декабря прошло первое заседание межведомственной рабочей группы, которая разрабатывает предложения для реализации Стратегии повышения безопасности на дорогах России на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Итоговые решения будут подготовлены к концу января 2026-го. Autonews.ru выяснил, какие новые меры планируется ввести и отразятся ли они на водителях.
Стратегия повышения безопасности дорожного движения в России была разработана МВД и содержит ключевые направления, по которым властям предстоит работать для уменьшения смертности на дорогах в 1,5 раза к 2030 году и в два раза — к 2036-му.
Стратегия повышения безопасности дорожного движения: суть документа
Поручение реализовать новую Стратегию безопасности утвердил в ноябре 2025 года президент России Владимир Путин. Глава государства дал кабмину шесть месяцев на утверждение плана мероприятий.
Сама Стратегия не содержит конкретных решений по повышению безопасности на дорогах, однако документ уточняет направления, по которым предстоит работать для достижения поставленных задач, пояснил в беседе с Autonews.ru президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
«Стратегия — это базовый документ, которому будут соответствовать и под который будут подстраиваться все остальные нормативные акты, принимаемые МВД, Минтрансом и так далее», — отметил он.
Какие проблемы предстоит решить
В документе МВД приводит статистику о ДТП за 2024 год. В ней указывается, что на аварии из-за превышения скорости приходится 27,1% всех смертельных случаев. С 2017-го число погибших в таких ДТП подскочило в 1,5 раза.
Еще 25,3% всех погибших в 2024 году — участники пьяных ДТП. Число смертей в авариях с лицами в наркотическом опьянении выросло на 34,5%. За семь лет показатель также увеличился в 1,5 раза.
В списке наиболее значимых дорожных проблем оказались следующие:
- системное неиспользование ремней безопасности и мотошлемов;
- участие в дорожном движении лиц с медицинскими противопоказаниями;
- повышение аварийности среди участников дорожного движения в возрасте 60 лет и более, а также начинающих водителей;
- увеличение числа ДТП по вине водителей — граждан иностранных государств;
- отвлечение водителей на мобильные телефоны;
- управление транспортом лицами без водительских прав;
- участие в дорожном движении водителей-детей;
- продажа товаров и услуг, способствующих противоправной деятельности (заглушки в замки ремней безопасности, рамки для сокрытия госномеров и т. д.).
Что изменится для водителей
Член Общественной палаты Александр Холодов в беседе с Autonews.ru назвал Стратегию важным документом и перечислил ключевые перемены, которые ждут водителей в результате ее реализации.
По мнению эксперта, привычное «закручивание гаек» — увеличение штрафов ради снижения числа ДТП — сменится системным подходом. Холодов ожидает, что нововведения затронут инфраструктуру, образование и технологии.
Так, комплексы фотовидеофиксации будут становиться еще «умнее», а анализ данных — автоматизироваться на более глубоком уровне, считает эксперт.
«Недавно в одном из регионов видел, как система сама выявляет опасные участки по статистике ДТП — работает», — пояснил Холодов.
По словам эксперта, более пристальное внимание в рамках Стратегии будет уделяться освещению дорог и обустройству пешеходных переходов и велодорожек.
«Это не про гаишников с радарами, а про реальное снижение рисков», — уверен эксперт.
Кроме того, для водителей, пешеходов и детей будут созданы специальные образовательные программы для снижения числа ДТП. Речь будет идти не о формальных лекциях, а о практических тренингах, считает Холодов.
«Что до закручивания гаек, лично я вижу здесь больше системности, чем просто карательных мер. Главное — как это будет реализовано на местах. Бумажная стратегия и реальные действия на дорогах — иногда совершенно разные вещи», — подытожил эксперт.
Шапарин рассказал Autonews.ru, что НАС по просьбе ГАИ представил свои предложения в рамках реализации Стратегии.
«Мы рассчитываем на то, что с помощью Стратегии получится решить многие застарелые проблемы, которые накопились за долгие годы. Мы сфокусировались на доработке целого ряда документов, в том числе КоАП», — уточнил президент союза.
К числу наиболее заметных изменений эксперт отнес возможное ужесточение ответственности для родителей, которые не пристегивают своих детей и не используют нормальные детские кресла.
«Не только штрафы нужно вводить, но и, к примеру, передавать информацию в органы опеки. Мы считаем, что нужно совершенствовать практику работы камер фотовидеофиксации, к примеру, устанавливать их не за пешеходным переходом, чтобы они снимали сбиваемого человека, а перед, чтобы навигатор говорил, что впереди камера контроля пешеходного перехода, и чтобы водитель знал о том, что его ждет, скидывал скорость заранее», — пояснил Шапарин.
Ранее Autonews.ru выяснил, грозит ли иномаркам в 2026 году массовый стоп-учет из-за проверок Росстандарта.
Читайте также:
- Конфискация авто за первое пьяное вождение. Эксперты оценили идею властей
- Штрафы за перевозку детей без автокресла выросли. Закон принят
- Гирлянда и не только. За какие новогодние украшения на авто лишат прав
- Пассажира с игрушечным рулем оштрафовали по камере в Омске
Авторы Теги

