-2.4 C
Мюнхен
Пятница, 26 декабря, 2025

Код независимости: как новые технологии меняют правила IT-обучения — РБК Отрасли

Must read

Фото: Алексей Смышляев

Erid: 2SDnjdDSiTz

Еще недавно миграция на отечественный софт воспринималась как сугубо техническая процедура. Однако выяснилось, что обучающие продукты не отвечают реальным запросам, квалифицированных тренеров не хватает, а курсы часто отстают от практики.

«Многие привыкли учить сотрудников не системно. Нужен табличный редактор? Вот вам курс. Нужна кибербезопасность? Вот тренинг. Но в условиях кардинальной перестройки IT-ландшафта такой «лоскутный» подход больше не работает. Крупные холдинги и промышленные компании первыми поняли: к новому ПО нельзя просто адаптироваться — нужно создавать полноценную образовательную экосистему», — объясняет Леонид Потапов, руководитель IT-образования «Газпром нефти».

Лига выдающихся вендоров

Ответом на кризис компетенций стало объединение конкурентов ради общей цели. Два года назад российские разработчики создали технологическое сообщество «Образовательная лига вендоров». В него вошли такие игроки, как Positive Technologies, «Группа Астра», «Р7», TrueConf и PIX Robotics. Идея союза проста: учить должны те, кто пишет код, в тесной связке с теми, кто его использует.

К концу 2025 года Лига объединила уже 20 компаний и подготовила свыше 49 тыс. специалистов, работающих с отечественным ПО. Через ее программы прошли сотрудники более 500 компаний (от нефтяной отрасли до банков и ретейла), а также студенты 50 вузов.

«Компания «Р7» видит одной из своих ключевых задач развитие кадров для работы с отечественным ПО в тесном сотрудничестве с другими разработчиками и конечными пользователями. Участие в «Образовательной лиге вендоров» позволяет нам напрямую передавать знания и опыт тем, кто изучает IT сейчас, обеспечивая тем самым эффективную адаптацию к новому IT-ландшафту и рост компетенций в экономике», — комментирует Елена Бажей, представитель АО «Р7».

Такой масштаб дал результат: доля специалистов, успешно справляющихся с тестированием знаний работы на российском ПО, выросла на 39%, а число тех, кто реально применяет его в работе, увеличилось в четыре раза.

Лабораторная работа: вузы и бизнес

Новый важный тренд — переход от разовых лекций в вузах к созданию вендорских IT-полигонов внутри университетов. Бизнес больше не ждет, пока вузы обновят методики, а заходит в аудитории со своим «железом» и софтом.

Яркий пример — совместные лаборатории «Группы Астра» в РТУ МИРЭА и Государственном университете просвещения. Это не просто компьютерные классы, а симуляторы корпоративной инфраструктуры, где студенты учатся администрировать Astra Linux в условиях, максимально приближенных к реальной работе.

Аналогичный путь выбрали Positive Technologies и ИТМО. Вместе они запустили первую в России магистратуру по подготовке специалистов, которые владеют навыками наступательной и оборонительной кибербезопасности.

«В нашей магистратуре с ИТМО мы придерживаемся практико-ориентированного подхода: все обучение строится на решении реальных ИБ-задач с помощью инструментов Positive Technologies на тренажере PT EdTechLab. Акцент мы делаем на практический опыт, а не теоретические знания: студенты отрабатывают навыки в условиях, максимально приближенных к реальности», — отметил Ильяс Киреев, технический директор Positive Technologies.

Код независимости: как новые технологии меняют правила IT-обученияФото: Алексей Смышляев

«Газпром нефть» также за последний год запустила сразу семь корпоративных IT-программ в вузах Санкт-Петербурга, Тюмени и Омска. Обучение охватывает ключевые направления — от кибербезопасности и телекоммуникаций до SRE-инжиниринга. Еще один крупный проект компании — IT CAMP в «Сириусе», на который ежегодно приезжают студенты из 30 вузов и разработчики софта из «Группы Астра», Р7, YADRO, Orion soft, «Ростелеком», «СберТех» и других компаний.

Смысл этих коллабораций — в сокращении времени выхода на рынок для выпускника. Студент, который учился на «Астре» и 1С, не требует месяцев адаптации при найме. Это меняет саму модель взаимодействия: вуз предоставляет академическую базу, а вендор — актуальный набор программного обеспечения и оборудования.

Образование: от первого клика

Еще одна тенденция рынка — раннее вовлечение молодежи в технологические проекты и ускоренная профориентация, поэтому масштабные программы «цифрового ликбеза» теперь запускаются даже в школах.

Так, разработчик «Р7 офис» передал 50 тыс. лицензий школам Ульяновской области. В Амурской области прошла тотальная переподготовка преподавателей по работе с Astra Linux. А в Президентском физико-математическом лицее № 239 в Санкт-Петербурге открыты центры дополнительного образования по робототехнике, кибербезопасности и программированию, где обучаются более трех тысяч детей. У каждого направления — свои бизнес-партнеры: от «Яндекса» до «Росатома» и «Ростеха».

Стратегия здесь долгосрочная: чтобы через пять-семь лет получить лояльного пользователя российского ПО, нужно, чтобы он впервые столкнулся с ним еще за школьной партой.

Поиск IT-талантов как стратегия

Традиционные практики образования стремятся развивать в специалистах типовые навыки. Но когда задачи меняются быстрее, чем обновляются учебные программы, нужна другая стратегия. Российский бизнес нашел ее в соревновательных форматах.

Фото: Алексей Смышляев

Так, в 2025 году IT-чемпионат нефтяной отрасли собрал 600 участников из 45 компаний и 33 вузов. За несколько лет из корпоративного соревнования этот проект стал всероссийским конкурсом профмастерства для IT-специалистов и гражданских аналитиков данных, где каждый участник решает реальные производственные задачи на том же софте, что и инженеры топовых проектов индустрии. Это быстрое, прозрачное выявление тех, кто не просто знает интерфейс, а может нестандартно мыслить.

«Нам нужны люди, которые не слепо следуют инструкциям, а умеют видеть за ними логику и развивать ее, — говорит Дина Хаертдинова, куратор IT-чемпионата от компании «Газпром нефть». — Чемпионаты показывают эту способность лучше, чем резюме или собеседование». Конкурс становится социальным лифтом: победитель получает не медаль, а реальный контракт или приглашение в компанию.

Фото: Алексей Смышляев

Аналогичные инициативы развиваются в разных отраслях. «Сбер» проводит масштабные хакатоны по работе с собственным офисным пакетом, МТС и «Ростелеком» запускают соревнования по телеком-решениям, ВТБ — по анализу данных.

«Мы активно развиваем этот тренд на уровне страны и вовлекаем все больше партнеров. А в 2026 году у нас в стране появятся Всероссийские IT-игры — масштабные соревнования по российскому софту, задуманные как единая платформа для развития практических навыков», — добавила Дина Хаертдинова.

Будущее в руках бизнеса

Российский бизнес пришел к простому, но важному выводу: обучение работе с локальными технологиями больше не может быть второстепенной задачей. Это ядро стратегии. Компания, которая не инвестирует в развитие компетенций своих сотрудников в работе с российским ПО, рискует остаться в прошлом.

Например, для промышленных гигантов скорость и качество подготовки кадров напрямую влияют на производственные показатели. «Технологии обновляются быстрее, чем формируются учебные планы. Поэтому мы стремимся не просто обучать новому ПО, а изменили культуру и парадигму работы. У нас нет деления на традиционный бизнес и IT — все мы работаем в единой цифровой нефтяной компании», — поясняет руководитель IT-образования «Газпром нефти» Леонид Потапов.

Фото: Алексей Смышляев

Сегодня главное преимущество в развитии отечественных IT-решений — люди, которые их создают, внедряют и учат друг друга. И они делают это не по устаревшим учебникам, а в реальном времени — в ходе совместной работы, соревнований, лабораторий и производственных задач.

Именно эта живая, гибкая и децентрализованная экосистема делает развитие российских IT-решений устойчивым и способным отвечать на любые вызовы.

- Advertisement -spot_img

More articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img

Latest article