19 декабря 2025 года Банк России принял решение о новом снижении ключевой ставки на 0,5% — с 16,5% до 16%. Решение о снижении «ключа» регулятор принял в пятый раз подряд. По итогам предыдущего, октябрьского заседания регулятор опустил ставку с 17 до 16,5%.
Эксперты объяснили Autonews.ru, как очередное решение ЦБ повлияет на автокредитование, цены и продажи машин.
Ключевая ставка оказывает прямое влияние на доступность кредитных продуктов. Если она находится на высоком уровне, то рынок ожидают повышенные проценты по кредитам и лизингу, что снижает привлекательность сделок с использованием заемных средств.
Низкая ставка, напротив, стимулирует потребительские расходы и активизирует рынки автомобильного кредитования и лизинга. Для производителей и дилеров низкий уровень ставок по кредитам и лизинговым договорам помогает поддерживать объемы продаж и расширять клиентскую базу.
Эффект — минимальный
По словам совладельца и заместителя директора ПЭК Вадима Филатова, очередное решение ЦБ почти не окажет влияния на автомобильную отрасль в России. По крайней мере с точки зрения закупок и спроса на технику.
«Традиционно большинство компаний не принимает решение о покупке или приобретении в лизинг новой техники на рубеже первого квартала нового года, который, как правило, является для перевозчиков убыточным. При условии неизменности существующих на рынке трендов (дальнейшее снижение ключевой ставки, а также восстановление спроса и тарифов) компании в массовом порядке могут вернуться к обновлению автопарков во втором полугодии 2026 года», — заявил собеседник.
Финансовый директор ГК «Интерлизинг» Евгений Кочуров считает, что совокупное снижение «ключа» по итогам года сказалось на продажах автомобилей и лизинге несущественно.
«Ставки кредитования и лизинга, хотя и уменьшились с начала года, все равно остаются очень высокими. Гораздо большее воздействие оказала перспектива повышения утильсбора, что побудило многих ускорить принятие решения о покупке автомобиля осенью», — отметил эксперт.
Директор по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex Иларион Демчиков в целом нашел факт снижения ключевой ставки в 2025 году позитивным знаком.
«Снижение ключевой ставки в 2025 году поддержало продажи, но вряд ли оказало переломный эффект. Позитивные сдвиги есть, но они носят локальный характер. В первую очередь, это стабилизация спроса на новые автомобили в массовом сегменте и снижение волатильности продаж по месяцам. Однако говорить о полноценном восстановлении рынка пока преждевременно: высокая долговая нагрузка населения, рост цен на автомобили и ограниченные модельные линейки по-прежнему сдерживают спрос», — считает Демчиков.
Собеседник отметил, что на стоимости кредитов снижение «ключа» сказалось позитивно, однако рост доходов происходит медленнее роста цен на автомобили, а значит, роста покупательной способности не происходит.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что совокупное снижение ключевой ставки в 2025 году пока не дало мощного рывка.
«Оно лишь частично позволило смягчить эффекты от периода высоких ставок. Сдвиги есть, но они точечные и не меняют общую картину кризиса на авторынке», — считает Баранов.
Эксперт отнес к числу сдвигов следующие факторы:
- более высокий уровень локализации, в том числе электромобилей;
- расширение ассортимента моделей;
- рост локализации компонентов;
- роботизацию и цифровизацию производства.
«Часть отложенного спроса вернулась, но общий объем выдачи автокредитов за год упал, по разным оценкам, на 35–47%. Снижение ключевой ставки повлияло на покупательную способность, снизив ежемесячный платеж. Так, переплата за автомобиль стоимостью 2 млн рублей стала составлять 400–600 тыс. руб. вместо 1 млн при сроке в 5 лет, но рост цен на автомобили и инфляция снизили выгоду для покупателя», — уточнил Баранов.
Роста — не ждать
Эксперт Баранов считает, что смягчение денежно-кредитной политики продолжится. В этом случае банки могут скорректировать ставки по кредитам до 13–15%, а это, в свою очередь, поддержит продажи машин и сделает их более доступными для населения. Эффект отчасти станет заметен в I–II кварталах 2026 года.
Сам факт планомерного снижения «ключа», по мнению Баранова, может стать сигналом для оживления на автомобильном рынке и привести к дальнейшему росту.
«Покупательная способность населения в результате снижения ключевой ставки может немного вырасти, что отразится на продажах автомобилей. Значительное увеличение продаж новых автомобилей в 2026 году маловероятно, объем продаж по итогам года может составить 1,3–1,5 млн штук», — пояснил Баранов.
Впрочем, по словам специалиста, в январе на продажи автомобилей будет давить увеличение утилизационного сбора и НДС. Заметить эффект от снижения «ключа» можно будет только в феврале–марте 2026 года.
Эксперт Филатов считает, что для перехода рынка продаж грузовиков в фазу уверенного роста необходима ключевая ставка в диапазоне 8–9%. Только в этом случае банки смогут предлагать лизинговые ставки на уровне 11–13% годовых.
«В следующем году Банк России прогнозирует ключевую ставку 13–14%, поэтому уверенного роста продаж грузовиков на уровне 2023 года мы не ожидаем», — конкретизировал эксперт.
По мнению Евгения Кочурова, ждать роста авторынка в январе не стоит.
«Какое-то значимое оживление может наступить, когда ключевая ставка уверенно снизится ниже 14%. В целом заметный рост лизинга и кредитования наступит только при достижении уровня 12%. Пока имеет смысл руководствоваться только прогнозом ЦБ, который говорит, что средняя ставка в 2026 году будет находиться в диапазоне 13–15% с возможным снижением до 13% к концу года. Оснований полагать, что ставки снизится еще сильнее, на данный момент почти нет», — уточнил собеседник.
По прогнозам Кочурова, всплеска продаж в 2026 году не произойдет, но можно ожидать плавного роста продаж в течение года на 10–20%.
Демчиков также считает, что всплеска продаж автомобилей в 2026 году не стоит ждать: будет умеренный рост при сохранении текущего курса денежно-кредитной политики Банка России. К числу позитивных факторов эксперт отнес накопленный отложенный спрос за счет низких продаж в 2025 году, а к негативным — снижение реальной покупательской способности, рост цен из-за повышения НДС и утильсбора, политику банков по одобрениям и высокую стоимость риска, а также возможное ослабление рубля.
Читайте также:
У россиян упал интерес к автокредитам. Статистика по стране
В России снизился интерес к автокредитам. Факты и цифры
Продажи новых машин в России бьют рекорды. Спасибо новому утильсбору
Россияне стали в разы чаще ввозить иномарки из-за «утиля». Данные таможни
Авторы Теги

