Фото: Shutterstock
Со следующего года в рамках реализации национальной цели развития «Комфортная и безопасная среда для жизни» в нашей стране стартует новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», о чем в начале лета 2024 года сообщил российский премьер Михаил Мишустин. Реализация нацпроекта начнется с формирования сети опорных населенных пунктов (ОНП), говорилось в сообщении кабмина в середине августа. В эту сеть могут быть включены города и городские агломерации с населением от 250 тыс. человек, административные центры регионов, точки экономического роста независимо от численности населения, а также населенные пункты, где расположены критически важные инфраструктурные объекты.
Они будут играть важную роль в достижении сбалансированного социально-экономического развития регионов, следует из разрабатываемой ведомством новой стратегии пространственного развития России на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. В частности, нацпроект предполагает, что уже к 2030 году качество жизненной среды, включая обновление жилищного фонда, благоустройство, водоснабжение, доступность транспорта, в опорных населенных пунктах должно вырасти на 30% по сравнению с 2019 годом, к 2036-му — на 60%.
На сегодня из общего количества населенных пунктов в стране (155 тыс.) под критерии опорных подходит 2,3 тыс. Соответствующий перечень, в частности, обсуждался на форуме «Опорные города России», прошедшем в Красноярском крае в середине августа. Правительственная комиссия планирует в ближайшее время утвердить перечень опорных населенных пунктов, рассказала министр экономики и регионального развития Красноярского края Татьяна Магдибур. А в дальнейшем будет корректироваться в зависимости от меняющихся условий.
Что такое опорные населенные пункты
ОНП — это элемент определения территориальных приоритетов федеральной региональной политики, поясняет директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований Президентской академии Дмитрий Землянский. Отбираются населенные пункты, которые требуют повышенного внимания с точки зрения снятия инфраструктурных ограничений, ускорения экономического роста, предотвращения социально-экономических рисков.
В понятии ОНП ключевое слово — «населенный», отмечает главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Ольга Кузнецова: «Речь о том, как создать комфортные условия для жизни как ради людей, так и для обеспечения всех точек роста экономики необходимыми трудовыми ресурсами, а также для национальной безопасности».
В проекте новой Стратегии пространственного развития РФ предусматривается несколько видов ОНП. Это так называемые новые точки роста, где планируется реализация крупных инвестпроектов, а также городские агломерации и административные центры регионов. Кроме того, речь идет про города и поселки, которые обслуживают критическую инфраструктуру, к примеру атомные электростанции, морские порты, железнодорожные узлы, либо связаны с решением задач обороны и безопасности. Отдельные категории — ОНП на базе сельских образований и ОНП в Арктической зоне РФ. К числу стратегически значимых предлагается отнести и наукограды. Также предлагается уделять особое внимание населенным пунктам, где есть риски ухудшения социально-экономической ситуации, включая моногорода.
Кроме очевидных причин — повышения качества жизни и освоения сырьевой базы на удаленных территориях — есть и другие экономические обоснования для выделения ОНП, считает ведущий эксперт центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Виктория Боос. Так, для размещения отдельных видов экономической деятельности, например серийного производства сложной продукции, больше подходят территории, не относящиеся к крупным агломерациям. Кроме обрабатывающей промышленности в небольших городах, по словам эксперта, могут развиваться и креативные индустрии, социальные инновации. Конечная цель — устойчивая численность населения, низкий уровень текучести персонала на градообразующих предприятиях и успешная реализация ими программ своего развития.
Какие инструменты предусмотрены для развития опорных населенных пунктов
В отличие от особых экономических зон, которые создаются, прежде всего, как набор преференций для ведения бизнеса, задача ОНП — комплексное социально-экономическое развитие. Льготный режим ведения бизнеса здесь может быть одним из инструментов развития территории, обладающей инвестиционным потенциалом, поясняет Дмитрий Землянский.
Единого подхода к развитию ОНП нет, поскольку все они типологически очень разные, как нет и необходимости в каких-то принципиально новых инструментах реализации нацпроекта, отмечают эксперты. «В России уже есть апробированный набор востребованных инструментов, в том числе в рамках «инфраструктурного меню», есть опыт разработки мастер-планов для городов», — говорит Ольга Кузнецова.
Напомним, федеральный проект «Инфраструктурное меню» — это набор инструментов, направленных на создание комфортных условий жизни в стране, для реализации которого используются инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты, льготные займы из средств Фонда национального благосостояния, инфраструктурные облигации.
Основным механизмом развития ОНП, по экспертным оценкам, станут различные программы государственно-частного партнерства, а также инфраструктурные кредиты. Кроме того, перспективными могут оказаться меры, направленные на стимулирование корпоративной социальной ответственности бизнеса. К примеру, налоговый вычет за благотворительность, введенный в 2020 году, считает Виктория Боос: «Однако диапазон мер может быть расширен».
Ключевой инструмент развития ОНП — индивидуальный мастер-план, учитывающий уникальный набор дефицитов и необходимость сбалансированного экономического роста и улучшения качества жизни, подчеркивают эксперты. По оценке Виктории Боос, разработанный ВЭБ национальный стандарт мастер-планов достаточно логично и подробно определяет его структуру как для нецентральных обособленных городов, так и для локальных центров.
В частности, по словам Татьяны Магдибур, модели опорных городов региона формируются исходя из принципа сложившегося промышленного зонирования, наличия локомотивов экономического роста, а также исторически сложившегося принципа расселения. В первую очередь это «точки роста» — Красноярск, Норильск, Лесосибирск, Канск, Ачинск, Минусинск.
В каждом городе целесообразно определить не менее трех отраслевых направлений хозяйственной деятельности, которые станут основой экономического потенциала ОНП. Разработаны стратегии, направленные на подготовку кадров. Опорные города станут базовыми площадками для развития среднего профобразования в рамках проекта «Профессионалитет».
Как будут развиваться опорные города в Красноярском крае
Разработанные Минэкономразвития РФ подходы к формированию ОНП — единые для всей страны — оставляют возможности для учета региональных особенностей: географии, климата, плотности населения, исторически сложившихся схем расселения, актуальной оценки перспектив размещения производительных сил, а также межрегиональных факторов. «Для нас важными стали такие критерии, как численность жителей, объем инвестиций, создаваемые рабочие места, транспортное влияние. Люди из близлежащих территорий должны иметь возможность не более чем за час-полтора добраться до опорного населенного пункта, чтобы получить качественные государственные услуги и сервисы: медобслуживание, образование, посетить спортивные и культурно-досуговые центры, объекты рекреации», — отмечает Татьяна Магдибур.
Кроме того, опорные города должны стать драйверами роста и для прилегающих территорий. «Каждая такая опорная точка полностью ликвидирует эффект «глухой провинции» в радиусе дневной автомобильной доступности, а это, в свою очередь, позволяет на ином уровне реализовать потенциал территорий», — считает депутат Законодательного собрания Красноярского края Егор Васильев.
По его словам, регион в силу географического охвата и разнородности территории уже имеет определенный опыт выстраивания стратегии пространственного развития. За последний год политика комплексного территориального развития приобрела системный характер, продолжает депутат: «В регионе еще до федеральных новаций определены опорные населенные пункты, выстроена система администрирования их комплексного развития».
Городами края, представившими свои мастер-планы по комплексным программам социально-экономического развития до 2035 года на форуме «Опорные города России», стали Ачинск, Канск, Лесосибирск, Минусинск. А также Норильск, но в отдельной категории — как участник программы опорных городов Арктической зоны РФ.
Основными направлениями развития Ачинска глава города Игорь Титенков назвал промышленное лидерство в западной группе районов края, улучшение качества жизни населения, развитие креативных индустрий и инноваций. Мэр Канска Ольга Витман видит свой город как социальный, культурный и экономический центр восточной группы районов, транзитный узел, а также уютный город с развитием различных отраслей экономики. Лесосибирск, по мнению городского главы Андрея Хохрякова, в перспективе должен стать центром технологических компетенций в сфере деревообработки и транспортно-логистического хаба в направлении Северного морского пути. Глава Минусинска Дмитрий Меркулов считает, что город должен укрепить репутацию центра экономического и инфраструктурного развития на юге края, привлекательного и для туристов, и для предпринимателей, уютного и безопасного для жителей.
Каждый из четырех опорных городов получит от Красноярского края грант на развитие комфортной городской среды. Кроме того, для управленческих команд будет организовано повышение квалификации по программам перспективного развития.
Программа Норильска — опорного города Арктики — шла вне конкурса, поскольку ее реализация началась раньше и даже есть первые результаты в части обновления жилого фонда, модернизации инженерной и социальной инфраструктуры, формирования безопасной и комфортной городской среды. На форуме программу представил глава города Дмитрий Карасев.
Для агломераций Красноярск, Норильск-Дудинка и Диксон также уже подготовлены мастер-планы комплексного социально-экономического развития. Свою особенность имеют и закрытые административно-территориальные образования — Железногорск и Зеленогорск, где присутствуют госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», решающие важнейшие вопросы технологического лидерства и обеспечения национальной безопасности страны, говорит Татьяна Магдибур: «Но для нас важны все муниципальные образования края без исключения. Все имеющиеся сегодня инструменты поддержки будут действовать для каждого из них».