Фото: пресс-служба
После трех лет стремительного роста в 2025 году объем российского IT-рынка начал снижаться. По нашим прогнозам, по итогам 2025 года его оборот увеличится на 3 против 20% в 2024 году. И это при том, что задачи по импортозамещению и по восполнению дефицита цифровых инструментов для экономики еще не достигнуты.
Рынок развивается в условиях постоянного роста количества кибератак: по разным оценкам экспертов индустрии, их увеличение составляет от двух до четырех раз год к году в зависимости от типов рассматриваемых инцидентов. Повышение сложности угроз стало одним из факторов, который влияет на решение о модернизации цифровой архитектуры и выборе технологических стеков.
По данным нашего исследования «Пульс цифровизации», системы управления предприятием (ERP) сегодня используют 29,9% организаций, системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) — 31,2%, системы управления складом (WMS) — 37,3%, а решения для управления жизненным циклом продукта (PLM) — лишь 12,7%. При этом в тех компаниях, в которых подобные системы уже внедрены, доля отечественных решений заметно выросла: в CRM-сегменте российское программное обеспечение (ПО) используют 67% организаций, в ERP — 65%, где в 41 и 38% они используются как доминирующее соответственно. Большинство компаний наращивало использование российского технологического стека именно в последние три года.
Во многом это объясняется тем, что наши вендоры преодолели технологические и методологические барьеры. Объективных препятствий для миграции на российские решения сегодня нет — все зависит от мотивации заказчика.
На этом этапе мы видим стагнацию: у бизнеса отсутствует желание запускать новые проекты по импортозамещению ПО, поскольку компаниям все же удается выполнять KPI по переходу на отечественные решения в условиях жесткой бюджетной политики из-за ряда макроэкономических причин. Главным образом за счет других направлений — «железа», систем управления базами данных (СУБД) и системообразующих компонентов. Дополнительными ограничениями являются дефицит и удорожание высокопроизводительных вычислений, а также систем хранения данных (СДХ) для нагрузок искусственного интеллекта (ИИ), согласно нашей оценке IT-рынка России в 2025 году.
Рост ряда корпоративных систем замедляется из-за того, что они формально не относятся к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ). У компаний нет обязательства переходить на отечественные аналоги в жесткие сроки, поэтому миграция откладывается до появления реальной необходимости. Это касается и сложных высоконагруженных классов ПО, включая ERP-системы, которые также не входят в перечень КИИ, — отсюда более медленная динамика по сравнению с сегментами, где требования регулятора уже определены.
Еще один фактор, сильно ограничивающий рост рынка, — высокая стоимость заемных средств. Бизнес проводит всестороннюю оценку, насколько целесообразно брать дорогие кредиты, чтобы инвестировать в новые IT-системы, если существующая с некоторыми ограничениями, но пока функционирует.
Такая стратегия приводит к тому, что в корпоративном сегменте спрос на IT-решения практически не растет. При этом активность сохраняется в сегменте малого бизнеса, который выходит на новый уровень масштабирования. Некоторые компании, несмотря на общее замедление, продолжают динамично развиваться и переходят с упрощенной системы налогообложения на общую. Например, небольшие производственные цеха, начинавшие как «гаражные» предприятия, постепенно становятся полноценными компаниями. Таким образом, спрос сегодня формируется главным образом в нижнем и среднем ценовых сегментах.
Отечественный рынок ПО вступил в фазу зрелой конкуренции. Если несколько лет назад спрос превышал предложение, то сегодня ситуация обратная: клиенты выбирают из ряда сопоставимых по уровню решений, и выигрывает тот, кто способен обеспечить дополнительную бизнес-ценность для заказчиков — предсказуемость, гибкость и долгосрочную поддержку. При этом в условиях гиперконкурентности достигают маржинальности только те IT-компании, которые выступают лидерами сегментов, а новым игрокам «право на успех» может гарантировать наличие уникальных компетенций и активных инвестиций в завоевание рынка. Это меняет правила игры в индустрии: вместо гонки за функциональностью начинается гонка за качество инженерных практик, архитектуры и клиентского взаимодействия.
Заказчики ждут от поставщиков IT-продуктов полноценного партнерства и вовлеченности в развитие их цифровой архитектуры. Приоритет смещается к приобретению ПО, «облаков» и услугам сопровождения: донаращивание функций в прикладных контурах, настраивание конвейеров разработки и мониторинга, а также повышение роли управления данными (data-governance). В результате сегодня ключевая модель взаимодействия — это не поставщик и покупатель, а ситуация, когда клиент и вендор вместе формируют «дорожную карту» развития продукта.
Такие изменения связаны с тем, что IT-ландшафт стал сложнее. Миграция на отечественные решения, рост кибератак, обновление инфраструктур, новые требования регуляторов — все эти процессы требуют постоянного диалога и совместного планирования.
Кроме того, клиенты хотят понимать, как устроен продукт изнутри: как часто проходят проверки безопасности, какую методологию использует команда разработчиков, какие метрики качества и производительности есть у продукта. Главными драйверами всего рынка отечественной разработки в ближайшие два года станут безопасность и искусственный интеллект, гибкость архитектурных систем, потребность в управляемости, эффективности и глубокой локализации.
Еще одно важное изменение — компании выбирают вендора, оценивая его способность сопровождать продукт в долгосрочной перспективе: регулярно обновлять, быстро адаптировать под изменения, предоставлять поддержку под высокими нагрузками, обеспечивать предсказуемость релизов.
Если говорить о прогнозах, то повторение в наступающем году результатов 2025 года можно будет считать успехом, но есть формальные планы роста на уровне 10%. Снижение ключевой ставки и изменение регуляторных правил станут драйверами к импортозамещению в ряде сегментов — в прикладном ПО, решениях по информационной безопасности и облачных платформах, которые критически важны для операционной деятельности российских компаний. Также стимулом для развития рынка станет переход компаний от разрозненных внедрений к тиражируемым архитектурным решениям и управляемым сервисам.

