8.4 C
Мюнхен
Пятница, 19 декабря, 2025

Как регионы регулируют свои бюджеты — РБК Отрасли

Must read

Фото: пресс-служба

— В чем в настоящее время особенности формирования бюджета края?

— На протяжении нескольких лет работа над главным финансовым документом Красноярского края, как и на всех уровнях, ведется в условиях внешних ограничений и высокой неопределенности. При этом экономика региона сохраняет устойчивость и продолжает развиваться, что отражается на финансовой системе. При формировании доходной части бюджета мы учитывали сценарные условия, определенные на федеральном уровне, прогноз социально-экономического развития края, оценки поступлений от крупнейших налогоплательщиков, а также изменения федерального законодательства — часть из них имеет важное значение для края.

— И какова специфика планирования доходной части регионального бюджета?

— Уже сегодня мы видим, что на фоне снижения поступлений по налогу на прибыль по иным налоговым и неналоговым доходам отмечается устойчивый рост. Главным образом прирост обеспечивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — поступления по этому налогу за последние два года увеличились на 33 млрд руб., или более чем на 35% к уровню 2023 года. В следующем году положительная динамика по НДФЛ должна сохраниться.

Этот налог по объемам и доле в структуре налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета уверенно приближается к параметрам по налогу на прибыль организаций, который, по нашим прогнозам, в 2026 году остается основным бюджетообразующим налогом. Его доля в структуре налоговых и неналоговых доходов составит 34% — 141,6 млрд руб., на второй позиции — НДФЛ, около 32% — 132 млрд руб.

Также можно отметить, что новые федеральные налоговые решения, как и в предыдущие годы, в большей степени направлены на мобилизацию доходов федерального бюджета, в части региональных доходов существенных изменений не предполагается. Поэтому, несмотря на то что краевой бюджет имеет растущие параметры, он является достаточно напряженным, но при этом сбалансированным и устойчивым. Мы будем развивать экономический и налоговый потенциал, стремиться к наращиванию стабильно поступающих доходов.

— Какие сценарии учитывались при подготовке бюджета края на 2026 год?

— Бюджет подготовлен на основе базового прогноза социально-экономического развития. Он предполагает сохранение положительной динамики по основным показателям экономического роста.

В основе доходной части бюджета — восемь отраслевых программ. Их участники обеспечивают более 60% налоговых и неналоговых доходов. Основную часть обеспечивают добыча полезных ископаемых и металлургическое производство. Cвыше 40% поступлений формируют 10 крупнейших налогоплательщиков. Мы предполагаем, что поступления от них будут расти. В частности, ожидаем рост цен на продукцию компаний цветной металлургии — никель, медь, палладий, платину — и сохранение высокого уровня цен на золото.

Кроме того, в ближайшие годы в крае прогнозируется высокая инвестиционная активность с объемом вложений более 4 трлн руб. за три года. Сегодня реализуется около 30 крупных проектов в различных отраслях экономики. Главным образом это нефтяной и металлургический секторы, а также энергетика и транспорт.

Согласно утвержденным параметрам бюджета Красноярского края на 2026 год, доходы составят 452,3 млрд руб., расходы — 527,4 млрд руб. Источниками финансирования дефицита станут остатки средств на начало года и казначейские инфраструктурные кредиты.

— Если говорить о расходах бюджета, каковы приоритетные цели?

— Главное — это финансовое обеспечение новых национальных целей развития страны. Наш бюджет-2026 предусматривает значительные ресурсы на инфраструктурное развитие, и одновременно — сохраняет свою социальную направленность и отвечает условию, которое мы называем «принципом семейноцетричности», согласно которому особое внимание уделяется вопросам поддержки семей с детьми.

Так, в нашем крае порядка половины всех расходов бюджета традиционно приходится на образование, здравоохранение и социальную поддержку. При этом мы говорим не просто о сохранении существующих мер, а об их индексации и адаптации к текущим экономическим условиям. Около 15% всех расходов бюджета направляется на различные выплаты, получателем которых является каждый второй житель края. Это принципиально важно с точки зрения поддержки людей и компенсации роста цен и тарифов.

В части соблюдения принципа семейноцентричности: детский бюджет в 2026 году превышает 20 млрд руб. Значительные средства предусмотрены на решение задачи по обеспечению жильем детей-сирот — здесь 12,7 млрд руб. на три года.

Кроме того, существенные ресурсы направляются на переселение граждан из аварийного жилья (11 млрд рублей в 2026 году) и обеспечение льготными лекарствами (11 млрд рублей в 2026 году).

Отдельно отмечу, что при формировании бюджета ко второму чтению значимую роль сыграли дополнительные федеральные средства, распределенные Красноярскому краю. Между первым и вторым чтением основные параметры краевого бюджета были увеличены на 56,2 млрд руб. на трехлетний период. Эти ресурсы позволили существенно усилить финансирование практически по всем ключевым сферам: социальной поддержке, здравоохранению, образованию, культуре, спорту, экологии, транспорту и коммунальному хозяйству. Это дало возможность профинансировать направления по наиболее актуальным для жителей вопросам.

— А национальные цели развития? Какова роль нацпроектов в бюджете региона?

— Национальные проекты сегодня являются главным ориентиром для всей системы финансового планирования. Президентом России определены новые национальные цели развития страны, которые встроены в федеральную и региональную бюджетную политику.

Красноярский край активно участвует в реализации национальных проектов. В трехлетнем периоде на эти цели мы предусмотрели свыше 160 млрд руб., из них 48 млрд руб. — в 2026 году. Самыми капиталоемкими для края являются нацпроекты «Инфраструктура для жизни», а также проекты социального блока — «Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь».

В этом году мы завершили синхронизацию национальных целей развития с государственными программами края, сформировали их в новом формате, с учетом шестилетнего бюджетного планирования. Это позволяет более системно подходить к реализации нацпроектов и обеспечивать их ресурсами на всем горизонте планирования.

— Как в крае выстроено финансирование крупных инфраструктурных проектов, в том числе с использованием федеральных инструментов?

— Инфраструктурные проекты для нас — это не только стройки, но и основа для дальнейшего экономического роста, повышения качества жизни и инвестиционной привлекательности края. В 2026 году бюджет развития составляет 103 млрд руб., или около 20% всех расходов краевого бюджета.

При этом Красноярский край традиционно активно использует федеральные средства, которые предоставляются в рамках «инфраструктурного меню». Например, в виде инфраструктурных бюджетных кредитов, которые теперь называются казначейскими инфраструктурными кредитами, а также с использованием механизма списания двух третей задолженности по бюджетным кредитам.

Эти средства могут быть направлены на реализацию крупных проектов по развитию транспортной и коммунальной инфраструктуры, на обновление транспорта. Например, благодаря такой поддержке, мы строим метротрамвай и новые дороги, запланирована модернизация теплоснабжения в Железногорске и Сосновоборске, приобретение автобусов в рамках подготовки к юбилею Красноярска. Также в приоритетах — реализация комплексных планов арктических территорий.

— Как организована работа финансовой системы края в условиях перехода на новую модель местного самоуправления?

— В этом году мы обеспечивали переход на одноуровневую модель местного самоуправления: 471 муниципальное образование было преобразовано в шесть городских и 33 муниципальных округа.

Процесс потребовал масштабной работы в административной, организационной и нормотворческой сферах и затронул все ключевые области местного самоуправления. Важно было сохранить финансирование, транспортную доступность, стабильность оказания услуг и непрерывность финансовых процессов. Основная нагрузка легла на муниципалитеты, но при этом они со стороны края получили максимальную поддержку: регулярные консультации, разработка дорожных карт, направление типовых перечней правовых актов и методические рекомендации по имущественным, бюджетным и отраслевым вопросам.

На всех этапах перехода в решение возникающих задач активно и оперативно включались федеральные структуры — Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Росреестр и Росстат.

В результате нам удалось перенастроить систему межбюджетных отношений таким образом, чтобы не только сохранить, но и по ряду направлений увеличить объемы финансирования территорий.

- Advertisement -spot_img

More articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img

Latest article