4.3 C
Мюнхен
Четверг, 11 декабря, 2025

Электронные водительские права. Эксперты рассказали о минусах и рисках :: Autonews

Must read

Минцифры выступило с предложением приравнять ряд документов, в том числе электронные водительские права и СТС на «Госуслугах», к бумажной версии. Общественное обсуждение инициативы продлится до 20 декабря.

Разрешить водителям показывать инспекторам ГАИ электронное удостоверение вместо физического предлагается уже на протяжении многих лет, однако идея до сих пор не была реализована. Autonews.ru обратился в Минцифры за подробностями, а также поговорил с экспертами о возможных рисках.

Как будет работать

В пресс-службе Минцифры напомнили, что сервис «Госуслуги Авто» (работает с 2021 года) уже сейчас позволяет автомобилистам предъявлять цифровое водительское удостоверение и СТС в виде QR-кода. По данным ведомства, к сегодняшнему дню в приложение загружено почти 15 млн СТС и более 10 млн водительских удостоверений.

Если электронные права приравняют к бумажным, то этот QR-код может стать альтернативой физических водительских прав.

«Сотрудник ГАИ считает QR-код специальным устройством — планшетом. Данные будут верифицированы в реальном времени. Сведения, подписанные электронной цифровой подписью, передаются в приложение по защищенным каналам из ведомственных баз данных Госавтоинспекции в неизменном виде», — пояснили в Минцифры.

Там отметили, что сейчас сервис работает в режиме опытной эксплуатации. Но пока закон не разрешит заменить документ электронной версией, сотрудник ГАИ вправе запросить бумажный вариант прав.

Данные документов водителя загружаются из ГАИ в сервис автоматически при наличии у приложения доступа к Сети. QR-коды водительских прав и СТС обновляются раз в 24 часа.

«Минцифры предлагает включить СТС и водительское удостоверение в перечень электронных документов, действующих наравне с бумажными. Это позволит водителям использовать тот вариант документа, который им удобнее, а также значительно сократит время проверки документов на дороге», — подчеркнули в ведомстве.

Фото: Autonews Фото: Autonews

Также пресс-служба министерства напомнила, что сегодня электронные документы можно использовать наравне с бумажными документами в ситуациях, определенных Постановлением № 1443.

«Сейчас применять QR-код можно при покупке товаров 18+ в подключившихся к проекту магазинах. В рамках эксперимента применяются электронный студенческий и удостоверение многодетных», — добавили в Минцифры.

История вопроса

Вопрос внедрения электронных водительских прав обсуждается уже много лет. В частности, о необходимости новации неоднократно заявлял глава Госавтоинспекции России Михаил Черников. В 2019 году отмечалось, что ГАИ модернизирует оборудование и внесет коррективы в действующие нормативно-правовые акты, чтобы внедрить цифровые удостоверения.

В 2022 году Минцифры заявило, что вместе с МВД запустит сервис внутри приложения «Госуслуги Авто», который позволит гражданам предъявлять водительское удостоверение в виде QR-кода. В ГАИ также сообщали о планах внедрить электронные права до конца 2022-го.

Впоследствии в «Госуслуги Авто» появилась электронная версия водительского удостоверения. Летом 2023-го Минцифры представило проект постановления правительства, в рамках которого предлагалось приравнять электронные водительские права к бумажным. Целью проекта назвали «упрощение процедуры подтверждения права управления транспортным средством, а также цифровизацию отношений, связанных с безопасностью дорожного движения».

Однако приглашенные в Совет Федерации независимые эксперты и юристы тогда скептически отнеслись к инициативе, передавал «Коммерсантъ». Причина — безопасность персональных данных автомобилистов. Эксперты напомнили о «завершившемся не очень удачно» эксперименте с цифровыми правами в Австралии: базу данных электронных удостоверений взломали и внесли в нее изменения.

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Какие могут быть риски

Опрошенные Autonews.ru эксперты в целом положительно оценили инициативу Минцифры, при этом отметив, что нововведение требует тщательной проработки.

Так, в «Лаборатории Касперского» заявили, что переход к электронным водительским правам выглядит логичным этапом цифровизации и способен заметно упростить процесс предъявления документов на дороге.

«Важно, чтобы все участники дорожного движения знали правила обращения с цифровыми документами, например чтобы водитель не передавал свое устройство, а только давал отсканировать QR-код. При корректной реализации электронные документы могут быть более защищенными, чем их бумажные аналоги», — считает главный технологический эксперт компании Александр Гостев.

По его словам, утечки данных зачастую связаны с уровнем защищенности инфраструктуры, где данные хранятся и обрабатываются, а не с формой документа, которым пользуется человек. В связи с этим ключевую роль будет играть обеспечение высокого уровня кибербезопасности.

В обратном случае, отмечает эксперт, польза от нововведения может перекрываться потенциальными рисками.

Инициатива Минцифры способна сделать жизнь автомобилистов удобнее, однако требует безупречно работающих защитных систем и гарантированного доступа к данным даже при сбоях связи, обратил внимание в беседе с Autonews.ru сенатор, президент Федерации автомобильного и мотоциклетного спорта Рязанской области Игорь Мурог.

«Сегодня основными угрозами остаются технологические неполадки, возможные кибератаки и неравномерное развитие цифровой инфраструктуры, что может осложнить проверку документов в отдельных регионах», — пояснил он.

По словам сенатора, возможны и юридические коллизии в переходный период, когда отдельные структуры окажутся не готовы к полноценной работе с цифровыми документами. Также есть риск ошибок при обновлении или отображении данных в системе.

«При недостаточной защите приложения могут возникнуть случаи подделки электронных удостоверений или использования чужих данных», — добавил Мурог.

Фото: Autonews

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что проблемы со связью могут привести к конфликтам между сотрудниками ГАИ и водителями, если нововведение будет принято.

«Возможны конфликтные ситуации, когда в каком-то дальнем селе человек, у которого нет водительского удостоверения, «нарисует» его и будет выдавать его за электронное. Инспектор при этом будет требовать бумажное <…> Здесь хотя бы несколько лет нужно поработать над тем, чтобы обеспечить сотовую связь на всей территории страны», — считает Шапарин.

Читайте также:

  • Замена водительского удостоверения в 2026: советы, лайфхаки, подсказки
  • Как выглядят права нового поколения и что в них изменилось в 2025 году

Авторы Теги Мария Жандарова

- Advertisement -spot_img

More articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img

Latest article