-1 C
Мюнхен
Понедельник, 22 декабря, 2025

Электрокары против ДВС. Какое будущее ждет автопром Европы :: Autonews

Must read

Еврокомиссия смягчила подход к реформе автомобильной отрасли и отказалась от идеи полного запрета новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с 2035 года. Вместо этого она вводит обновленные требования по выбросам, которые оставляют на рынке гибриды и модели с ДВС.

С 2035 года автопроизводители должны будут сократить выбросы выхлопных газов на 90%. Оставшиеся 10% допускается компенсировать за счет использования низкоуглеродистой стали, произведенной в ЕС, а также электронного и биотоплива. Это означает, что подключаемые гибриды, мягкие гибриды, автомобили с удлинителем запаса хода и классические модели с ДВС смогут продолжить присутствие на рынке наряду с электромобилями и водородными машинами.

Новый пакет мер направлен на поддержку отрасли в условиях трансформации и усиления конкуренции. Он сохраняет стратегическую цель климатической нейтральности к 2050 году, но при этом предоставляет производителям больше гибкости и технологической нейтральности. По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, решения стали результатом диалога с индустрией и призваны сохранить конкурентоспособность европейского автопрома.

Речь идет о корректировке закона, который обязывает с 2035 года продавать в 27 странах Евросоюза только новые автомобили и фургоны с нулевыми выбросами CO₂.

«Таким образом, мы выполняем два наших важнейших обещания: мы по-прежнему привержены климатической нейтральности, но также обеспечиваем технологическую нейтральность. Это посылает важный сигнал всей автомобильной промышленности и сохраняет десятки тысяч рабочих мест в отрасли», — заявил Bild глава Европейской народной партии в Европарламенте Манфред Вебер.

Как отреагировали компании

В Volkswagen дали понять, что отказ от жесткого запрета ДВС позволяет учитывать реальные рыночные условия и не ломать переходный период для автопроизводителей.

«Открытие рынка для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания при одновременной компенсации выбросов является прагматичным решением и соответствует рыночным условиям», — отметили представители компании.

В некоммерческой организации Climate Group, напротив, считают, что смягчение курса ослабляет позиции электромобилей и играет на руку традиционному автопрому. Руководитель транспортного направления организации Доминик Финн назвал происходящее «трагической победой» традиционной автомобильной промышленности над электромобилями.

Он также подчеркнул, что «смягчение мер по поэтапному выводу из эксплуатации автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями противоречит интересам ведущих компаний по всей Европе», уже инвестировавших миллиарды евро в развитие электромобилей.

В Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA) заявили, что принятые меры не дают отрасли ожидаемой гибкости и одновременно усиливают требования к автопроизводителям. Президент VDA Хильдегард Мюллер напомнила, что ЕС обещал «изучить ситуацию, проанализировать ее и на этой основе внести гибкость и корректировки», однако этого, по ее словам, так и не произошло.

Генеральный директор шведского производителя электромобилей Polestar Михаэль Лошеллер отметил, что переход от цели в 100% нулевых выбросов к 90% выглядит незначительным лишь на первый взгляд.

«Если мы сейчас отступим, мы навредим не только климату. Мы навредим конкурентоспособности Европы», — считает он.

В европейском объединении неправительственных организаций Transport & Environment, работающих в области транспорта и окружающей среды, заявили, что Евросоюз фактически теряет время на фоне ускоряющегося Китая. Исполнительный директор T&E Уильям Тодтс подчеркнул, что «приверженность двигателям внутреннего сгорания не сделает европейских автопроизводителей снова великими».

В Великобритании не согласны с политикой ЕС

Британское правительство считает иначе. Страна запретит продажу новых автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями с 2030 года, хотя небольшое и постепенно сокращающееся количество гибридных автомобилей будет разрешено до 2035 года.

Фото: pauloalberto82 / Shutterstock / FOTODOM Фото: pauloalberto82 / Shutterstock / FOTODOM

Правительство также ввело «обязательство по развитию электромобилей», согласно которому определенная доля новых автомобилей, продаваемых в Великобритании, должна быть электромобилями, и эта доля должна ежегодно увеличиваться до 2035-го.

Компании, не выполнившие это требование, должны будут выплатить штрафы. В этом году в Великобритании около 23% новых автомобилей были электромобилями, что ниже целевого показателя правительства — 28%. Планируется, что к 2030 году эта цифра увеличится до 80%.

«В ноябре наблюдался очередной рост продаж, при этом на электромобили приходилась каждая четвертая проданная машина. Мы инвестируем более £7,5 млрд в поддержку водителей и производителей, переходящих на автомобили с нулевым уровнем выбросов», — отметили в британском правительстве.

Предпосылки введения ограничений

Закон об электромобилях изначально разрабатывался как инструмент ускоренного перехода от ДВС к батарейным и водородным силовым установкам и предусматривал штрафы для автопроизводителей, не выполняющих целевые показатели. На практике это означает необходимость резкого роста продаж электромобилей, однако европейские бренды пока заметно отстают от Tesla, а также от китайских производителей, таких как BYD и Geely.

Фото: Kobe Li / Imago / Global Look Press

Сами европейские автоконцерны утверждают, что выпускают электромобили, но реальный спрос оказывается ниже ожиданий: покупателей отпугивает более высокая цена, а зарядная инфраструктура во многих странах остается недостаточно развитой. Даже введение пошлин ЕС на электромобили китайского производства лишь частично снизило давление на рынок.

«Сегодня в Европе это просто нежизнеспособная реальность», — заявил на прошлой неделе во Франции генеральный директор Ford Джим Фарли, комментируя партнерство с Renault, направленное на снижение стоимости электромобилей. По его словам, потребности отрасли «оказались плохо сбалансированы» с целями ЕС по сокращению выбросов CO₂.

В марте Евросоюз уже предоставил автопроизводителям своего рода «передышку», разрешив выполнять целевые показатели на 2025 год в течение трех лет. Тем не менее компании настаивают на возможности и дальше продавать автомобили с ДВС — наряду с подключаемыми гибридами и моделями с увеличенным запасом хода, работающими на так называемом углеродно нейтральном топливе. Речь идет, в частности, о биотопливе, производимом из сельскохозяйственных отходов и использованного растительного масла.

Фон дер Ляйен еще в октябре заявляла, что открыта к использованию синтетического топлива и «передовых видов биотоплива».

«Мы выступаем за многотехнологичный подход», — отметил технический директор компании Phinia, выпускающей топливные системы для ДВС, Тодд Андерсон.

Он добавил, что двигатель внутреннего сгорания «останется с нами до конца столетия».

Схожей позиции придерживается и канцлер Германии Фридрих Мерц. В ноябре он заявил, что направит письмо в Европейскую комиссию с призывом сохранить возможности для автомобильной промышленности и после запланированного на 2035 год поэтапного вывода из эксплуатации новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

«Прежде всего речь идет о достижении хорошей совместимости между конкурентоспособностью и требованиями, которые мы предъявляем к защите климата», — заявил Мерц на пресс-конференции по итогам встречи лидеров коалиции на этой неделе.

Фото: Aleksey Smyshlyaev / Global Look Press

Китай может вырваться вперед

Представители индустрии электромобилей, в свою очередь, предупреждают, что смягчение правил может подорвать инвестиции и еще сильнее отбросить ЕС назад по сравнению с Китаем.

«Это определенно окажет влияние», — заявил генеральный директор поставщика зарядного оборудования и программного обеспечения ChargePoint Рик Уилмер.

Автопроизводители также добиваются пересмотра промежуточных целей: они предлагают сделать поэтапным сокращение выбросов легковых автомобилей на 55% к 2030 году и вовсе отменить цель по снижению выбросов фургонов на 50%. Германия, в частности, настаивает на том, чтобы при расчете выбросов CO₂ учитывались такие меры, как использование низкоуглеродистой стали.

Помимо этого, Европейская комиссия намерена представить план по увеличению доли электромобилей в корпоративных автопарках, прежде всего в сегменте служебных автомобилей, на которые приходится около 60% продаж новых машин в Европе. Автопром выступает за систему стимулов — приводя в пример Бельгию, где субсидии показали эффективность, — а не за жесткие обязательные нормативы.

Также ожидается, что Еврокомиссия предложит создать отдельную категорию регулирования для компактных электромобилей. Такие машины могут получить налоговые послабления и дополнительные льготы, что поможет автопроизводителям выполнять требования по выбросам CO₂.

Экологические организации, в свою очередь, настаивают на сохранении цели 2035 года. По их мнению, биотопливо остается дефицитным, не является полностью углеродно нейтральным и будет слишком дорогим в масштабах всего рынка.

«Европе необходимо продолжать движение в сторону электромобилей, — заявил исполнительный директор организации Transport & Environment Уильям Тодтс. — Совершенно очевидно, что именно за ними будущее».

Читайте также:

  • Эти марки исчезли и появились вновь. Об этом многие даже не подозревают
  • Volkswagen впервые за 88 лет закроет завод в Германии. Что случилось
  • Какие машины до 160 л.с. стали покупать россияне. Ответы продавцов

Авторы ТегиАлексей Панков Обозреватель, креативный редактор Autonews

- Advertisement -spot_img

More articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img

Latest article