7.9 C
Мюнхен
Четверг, 18 декабря, 2025

«Дорого и некому». Эксперты рассказали, что будет с такси в 2026 году :: Autonews

Must read

В 2026 году рынок такси ожидают серьезные изменения из-за последних законодательных инициатив — в том числе новых правил локализации, перевозок и увеличения штрафов. Autonews.ru поговорил с игроками рынка и экспертами и выяснил, с какими проблемами столкнется отрасль и как их собираются решать.

Главное изменение

Основным фактором, влияющим на рынок такси в 2026 году, станут регуляторные инициативы, в первую очередь — закон о локализации, который вступит в силу 1 марта, заявили Autonews.ru опрошенные эксперты.

По новым правилам, автомобили будут допускать к работе в такси при выполнении определенных условий. Первое — сумма баллов локализации при производстве соответствует параметру, установленному правительством для госзакупок (3,2 тыс. баллов). Второе — автомобиль был произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

Под критерии попали более 20 моделей от шести марок, выпускающих автомобили в России. В списке Минпромторга оказались Lada, УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah и «Москвич». Впоследствии перечень собираются дополнить моделями брендов Tenet, Haval, а также машинами, которые выпускают на заводе «Автотор» (например, Kaiyi, BAIC и SWM).

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова в беседе с Autonews.ru заявила, что закон о локализации такси «нанес очень сильный удар по экономической структуре таксопарков».

«Мы всегда были вольны и свободны в том, какие машины покупать и на каких ездить, а сейчас мы будем ориентироваться на перечень Минпромторга», — сказала она.

В сервисе заказа такси «Максим» также заявили, что локализация пока остается главным фактором, который будет влиять на развитие такси в течение следующего года.

Фото: Shatokhina Natalia / NEWS.ru / Global Look Press Фото: Shatokhina Natalia / NEWS.ru / Global Look Press

Рост тарифов

По данным банка «Русский Стандарт», средний ценник на поездку в такси в России за год вырос примерно на 11,3%.

«Средний чек за поездку на такси по картам в 2025 году составил 581 руб. В 2024 году он был 522 руб.», — рассказали Autonews.ru аналитики банка.

В сервисе «Максим» заявили, что показатель продолжит расти в 2026 году за счет увеличения затрат перевозчиков на фоне регуляторных инициатив.

«С учетом стоимости автомобилей, расходов на обслуживание, лизинг и простои при переходе на новые машины, мы оцениваем потенциальный рост тарифов в диапазоне 20–30% в течение 2026–2027 годов», — сообщили в компании.

Там уточнили, что данный прогноз — ориентир, который может корректироваться в зависимости от объема господдержки, динамики цен на автомобили и других факторов. При этом смягчение требований к самозанятым таксистам может помочь сдержать чрезмерный рост цен в малых городах, где перевозчики-физлица являются основой отрасли, считают в сервисе «Максим».

Зарипова подтвердила, что в следующем году тарифы продолжат расти, а степень подорожания будет зависеть от законодательного регулирования.

«[В плане цен] идем соразмерно инфляции. Если цены в общей массе на продукты и услуги растут, то и такси дорожает. А вот насколько будет этот рост — пока сказать сложно. Приблизительная оценка появится уже после 6 марта», — пояснила она.

Фото: Vyacheslav Nemyshev / URA.RU / Global Look Press

Угроза закрытий

По словам Зариповой, ситуация на рынке во многом зависит от того, смогут ли компании работать в легальном поле после 1 марта.

Недавнее исследование «Национального совета такси» (НСТ), которое есть в распоряжении Autonews.ru, показало, что среди 150 опрошенных таксопарков 66% не собираются обновлять свои автопарки в 2026 году. Среди причин: сложная экономическая ситуация и отсутствие понимания, какие экономически эффективные машины можно купить вместо текущих.

Закон 26 ноября В Подмосковье 10 тыс. такси прекратили работу. Власти назвали причину Закон 21 ноября Работа таксистов не по прописке. Госдума дала первоначальное добро

Также треть опрошенных перевозчиков всерьез рассматривает вариант закрытия бизнеса.

«30% респондентов заявили, что рассматривают уход с рынка. Еще 40% не готовы строить планы дальнейшей работы, пока не станет известен полный перечень разрешенных к использованию в такси моделей авто. Часть оставшихся 30% сообщили, что будут работать, пока не закончится срок действия текущих лизинговых договоров», — говорится в исследовании НСТ.

На данный момент у 72% опрошенных перевозчиков более половины автопарка не подходит под требования о локализации. Также исследование НСТ показало, что для обновления компаниям нужны «неподъемные суммы».

«По оценкам 67% опрошенных перевозчиков, на обновление автопарка им понадобится до 50 млн руб., 23% — 50–100 млн руб., 10% — более 100 млн руб.», — отмечается в исследовании.

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин подчеркнул, что для таксопарков последние законодательные инициативы станут серьезным испытанием.

«Это очень большой, очень болезненный удар. Мы понимаем, что сейчас все будут докатывать те автомобили, которые уже есть. И, соответственно, докатав эти автомобили в 2026-м и последующие годы (смотря у кого на сколько хватит лицензии), уже будут принимать решение, сохраняться на рынке или нет», — заявил он.

Фото: Belkin Alexey / NEWS.ru / Global Look Press

Отток водителей

Сейчас на рынке такси наблюдается определенная «делегализация» ввиду избыточного регулирования, заметила Зарипова.

«Мы отслеживаем, где работают нелегальные водители. У многих создается впечатление, что нелегалы стоят где-то между вокзалом и аэропортом, но на самом деле они сегодня прекрасно существуют в чатах, мессенджерах и группах в соцсетях <…> Почему пассажиры туда идут? Потому что там цена гораздо ниже», — пояснила эксперт.

При этом, по словам Зариповой, такие водители не могут дать гарантии безопасности. Как правило, у таких таксистов нет справки об отсутствии судимости и страховки ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика).

Из-за опасений оттока сотен тысяч самозанятых таксистов на «серый» рынок Госдума приняла законопроект, который предусматривает введение для них региональной квоты в 25% на использование иномарок, не подходящих под требования локализации. Их выполнение такими водителями отложили на 2033 год, но только при условии, что автомобиль принадлежит им более шести месяцев. Однако, по словам Зариповой, предложенная квота выглядит заниженной.

Она отметила, что регулирование в отрасли стало настолько жестким, что работать нелегально для граждан становится более выгодно.

«Штраф за нелегальные перевозки составляет примерно 2,5 тыс. руб. А если ты работаешь легально, тебя могут наказать за все», — сказала собеседница Autonews.ru.

К примеру, накануне Госдума приняла закон, который повышает для самозанятых таксистов штраф за перевозку детей до 50 тыс. руб., как и для должностных лиц. Зарипова считает, что изменения создадут избыточную административную нагрузку.

«Ситуаций может быть много. Например, на улице -30°C, мамочка заказала такси с ребенком из бассейна и не предупредила об этом таксиста. У водителя выбор: оставить их на морозе или повезти с угрозой огромного штрафа. Как здесь по-человечески выходить из ситуации — непонятно. За отсутствие того же ОСГОП предусмотрены огромные штрафы. Поэтому сейчас многие водители либо уходят в другой сегмент (например, в курьерскую доставку, что формирует дефицит на рынке), либо в нелегальный сектор», — объяснила Зарипова.

Фото: Shatokhina Natalia / NEWS.ru / Global Look Press

По прогнозам эксперта, если в регионах будут «перекосы» в плане регулирования — жесткие проверки и аннулирование разрешений за малейшие несоответствия, — тогда на рынке будет массовая волна оттока самозанятых таксистов. Если регионы будут контролировать процесс более пассивно, то уход в тень будет не так заметен.

Президент НАС Шапарин также отметил, что давление на отрасль необходимо снизить.

«Необходимо снижать регуляторное давление на отрасль, потому что в ней занято огромное количество людей. Это социально очень важная история <…> И, конечно, мы увидим инициативы, которые будут предлагать ввести ограничения там и тут. Будем надеяться, что государство их не примет», — сказал он.

Читайте также:

  • В Новый год вырастут цены на такси. Мы узнали, насколько и как сэкономить
  • «Яндекс» выпустит автомобиль под собственным брендом. Но это «китаец»
  • В Думе напомнили о штрафах из-за особенных пассажиров. Кого это коснется

Авторы Теги Мария Жандарова

- Advertisement -spot_img

More articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img

Latest article