6.6 C
Мюнхен
Пятница, 12 декабря, 2025

Что такое система ADAS в автомобиле, калибровка и функции :: Autonews

Must read

  1. Что это
  2. Компоненты
  3. Функции
  4. Калибровка
  5. Частые вопросы
  6. Главное

Что такое ADAS

ADAS (Advanced Driver-Assistance System) — это комплекс умных систем безопасности, призванных предотвратить ДТП и одновременно снизить нагрузку на водителя. Для этого часть таких систем имеет возможность вмешаться в управление автомобилем.

Точкой отсчета в истории ADAS принято считать 1971 год, когда в Инженерном центре FIAT была создана система Antiskid, теперь хорошо известная под названием ABS, которое ввела в обиход компания Bosch, купившая соответствующий патент. Следующий важный шаг в формировании ADAS был сделан в 1992 году, когда на модели Mitsubishi Debonair для японского рынка появилась использующая лидар (лазерный дальномер) первая система оповещения водителя об угрозе столкновения. Такая же технология послужила основой для адаптивного круиз-контроля, дебютировавшего в 1997 году на Toyota Celsior. В XXI веке спектр функций систем, образующих ADAS, существенно расширился. Сегодня этот комплекс можно рассматривать как переходную ступень в процессе разработки полноценного автопилота.

По степени сложности различают следующие виды систем из состава ADAS:

  • предупреждающие. Такие системы не вмешиваются в процесс управления, а лишь предупреждают водителя о потенциально опасной ситуации на дороге с помощью звуковых сигналов и световых индикаторов;
  • адаптивные. Эти системы корректируют свои действия, автоматически подстраиваясь под меняющуюся дорожную ситуацию. Яркий пример устройства такого рода — адаптивный круиз-контроль, изменяющий выбранную водителем скорость в зависимости от расстояния до впереди идущего транспорта, а в наиболее продвинутых версиях — и от крутизны поворота;
  • автоматизированные. К этому разряду относятся системы, которые в определенных случаях вмешиваются в процесс управления автомобилем. Так, при возникновении критической ситуации срабатывает система автоматического экстренного торможения (АЕВ). Другой пример — ассистент, выполняющий руление при заезде на место парковки.

Системы из состава ADAS действуют на основе информации, получаемой от датчиков, радаров, лидаров и камер Системы из состава ADAS действуют на основе информации, получаемой от датчиков, радаров, лидаров и камер (Фото: Robotics & Automation News)

Компоненты ADAS

Системы из состава ADAS действуют на основе информации, получаемой от:

  • датчиков. Так, у всех на слуху ультразвуковые датчики парковки, так называемый парктроник. В свою очередь, с помощью акселерометров оценивается курсовая устойчивость автомобиля;
  • радаров. Эти устройства позволяют определить присутствие преграды в слепой зоне или расстояние до нее;
  • лидаров. Выполняют те же функции, что и радары, но используют не радиоволны, а лазерный луч. В хороших погодных условиях такие устройства точнее, но они и существенно дороже;
  • камер. Установленные за лобовым стеклом стереокамеры (например, на ряде моделей Subaru) позволяют оценить расстояние до преграды, но в условиях плохой видимости такие системы менее эффективны, чем радары или лидары. Помимо этого, камеры являются частью систем кругового обзора, позволяют реализовать функцию упреждающей подстройки активной подвески, а также адаптивного дальнего света для предотвращения ослепления водителей попутного и встречного транспорта.

На основе данных, полученных с помощью вышеперечисленных устройств, электронные блоки соответствующих систем из состава ADAS при необходимости отдают команды на срабатывание тормозных механизмов, коррекцию траектории, ограничение мощности двигателя, изменение режима работы фар и настроек адаптивной подвески.

Функции ADAS

Системы, образующие ADAS, сегодня могут выполнять следующие функции:

  • автоматическое торможение, в том числе для предотвращения наезда на пешеходов, велосипедистов. Не во всех сценариях такие системы одинаково эффективны;
  • регулировка скорости в зависимости от расстояния до преграды при активированном адаптивном круиз-контроле;
  • удержание полосы. Система работает корректно, если дорожная разметка хорошо читается;
  • выявление помех в «слепых» зонах;
  • руление при заезде на место для парковки;
  • распознавание дорожных знаков;
  • упреждающая подстройка адаптивной подвески при проезде неровностей дорожного покрытия.

Системы, образующие ADAS, сегодня могут помочь предотвратить наезд на пешеходов и велосипедистов (Фото: Euro NCAP)

Калибровка ADAS

Для корректной работы ADAS требуется высокая точность установки датчиков и камер. Поэтому в обязательном порядке следует проводить калибровку комплекса:

  • после ДТП (даже легких);
  • замены лобового стекла, если за ним установлены камеры и датчики;
  • демонтажа и повторной установки датчиков и камер;
  • замены элементов подвески, рулевого управления;
  • установки покрышек, отличных по размерности от тех, с которыми автомобиль сошел с конвейера.

Нелишней будет и профилактическая проверка работоспособности ADAS, особенно при больших пробегах или частом использовании автомобиля для перевозки тяжелого груза.

Калибровка ADAS проводится в статике или в движении. Поскольку для этого требуется специальная аппаратура и программное обеспечение, такую операцию можно выполнить, только обратившись на специализированный сервис.

Частые вопросы

Влияет ли грязь на камерах и датчиках на работу ADAS?

Грязь, налипший снег, ледяную корку можно сравнить с бельмом на глазах систем из состава ADAS. Если такие ассистенты не могут работать корректно, борткомпьютер, как правило, выдает соответствующее предупреждение.

Чем отличаются базовые и продвинутые комплексы ADAS?

Базовые и продвинутые комплексы ADAS различаются не только по спектру выполняемых функций, но также по эффективности срабатывания ассистентов водителя в различных дорожных ситуациях, в том числе в условиях слабой освещенности. Соответствующую информацию для многих моделей, прошедших тесты на безопасность, можно найти, например, на сайте euroncap.com.

В обязательном порядке следует периодически проводить калибровку систем ADAS (Фото: Australian Automotive Aftermarket Association)

Наличие на автомобиле комплекса ADAS освобождает водителя от ответственности в случае ДТП?

ADAS не автопилот. Системы из состава комплекса являются лишь ассистентами водителя, поэтому вся ответственность за управление автомобилем остается на человеке за рулем.

Главное об ADAS

  • ADAS — это комплекс электронных ассистентов водителя.
  • В зависимости от назначения и степени сложности системы из состава ADAS могут лишь предупреждать водителя о потенциально опасной ситуации или частично брать на себя функции управления автомобилем.
  • Многие системы из состава ADAS в качестве «органов зрения» используют различные датчики, радары, лидары, камеры.
  • Для корректной работы ADAS комплекс нуждается в периодической калибровке, особенно после ремонта кузова, ходовой части, замены лобового стекла.
  • ADAS не является автопилотом, поэтому в случае ДТП вся ответственность остается на водителе.

Читайте также:

  • ABS в машине: что это, как работает, неисправности
  • AWD привод: что это и как работает
  • Auto Hold: что это в машине, как работает, функции
  • Бесключевой доступ в авто: что это, как работает, установка, плюсы и минусы

Авторы Теги Михаил Овсянников

- Advertisement -spot_img

More articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img

Latest article