data-title=»Бизнес попросил власти «заморозить» индексацию тарифов «Платона»» data-url=»https://www.rbc.ru/business/10/12/2025/6939949e9a79470c948bf461″ > Вконтакте Одноклассники Telegram Эксклюзив Бизнес попросил власти «заморозить» индексацию тарифов «Платона» Бизнес попросил власти временно отменить ежегодную индексацию тарифов «Платона» из-за «плачевной» ситуации в грузоперевозках. Полученные средства пойдут на ремонт дорог, что повысит безопасность движения, заявляли в Минтрансе
Руководители крупнейших отраслевых ассоциаций обратились к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой временно отменить ежегодную индексацию тарифов системы «Платон» в зависимости от уровня инфляции. Это следует из соответствующего письма, с которым ознакомился РБК (подлинность документа подтвердили несколько его авторов, в том числе Ассоциация компаний розничной торговли (АКИТ), Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики и глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин). Подписи под ним поставили главы 17 объединений, представляющих интересы участников рынка торговли продовольственными и непродовольственными товарами, в том числе e-commerce, а также транспортно-логистических и экспедиторских компаний (в числе подписантов — Ассоциация компаний интернет-торговли, «Руспродсоюз», Российский зерновой союз и др.). Обращение в правительство направлено 8 декабря.
В конце ноября этого года, напоминают авторы обращения, принято постановление правительства, предусматривающее поэтапную отмену понижающего коэффициента, который применяется при расчете тарифа в «Платоне». Изменения вступают в силу 1 марта следующего года и предполагают рост понижающего коэффициента с 0,51 до 0,75 и последующую его отмену с 1 февраля 2028 года.
Минтранс, объясняя отмену понижающего коэффициента, заявлял, что он был введен для адаптации отрасли грузоперевозок и не менялся с момента запуска системы в 2015 году. На данный момент действует коэффициент 0,51, фактическая цена проезда сейчас составляет 3,34 руб. за 1 км. С 1 марта 2026 года коэффициент увеличится до 0,75, а с 1 февраля 2028 года его отменят. «Растущий дорожный трафик транспортных средств массой свыше 12 т оказывает наиболее сильное воздействие на целостность дорожного покрытия. Поступления в Федеральный дорожный фонд платы с большегрузов через систему «Платон» направлены на поддержание качества дорожного полотна», — сообщали в Минтрансе.
Правительство решило поэтапно отменить скидки в системе «Платон» Бизнес
«Благодаря этим изменениям дополнительные доходы федерального бюджета будут направлены на увеличение объемов ремонта и поддержание федеральных дорог в нормативном состоянии. Это повысит безопасность участников дорожного движения, снизит эксплуатационные издержки владельцев транспортных средств, улучшит логистическую связанность регионов и поспособствует развитию комфортных условий для подвижности населения», — указывали в Министерстве транспорта.
В ведомстве планируют, что за счет средств «Платона» в 2026–2027 годах будут завершены работы на 51 федеральном объекте протяженностью более 746,8 км (в 2026 году — 90,3 км, в 2027 году — 656,5 км). «Будут завершены ремонтные работы на участке трассы Р-21 «Кола» на подъезде к МАПП «Суоперя» в Республике Карелия, на трех отрезках автомобильной дороги А-122 в Псковской области и еще на двух — в Новгородской. Аналогичные проекты будут реализованы на трассе А-160 в Краснодарском крае, Р-257 «Енисей» в Красноярском крае и Республике Тыва, Р-217 «Кавказ» в Кабардино-Балкарской Республике и Р-297 «Амур» в Амурской области, Забайкальском крае и Еврейской автономной области», — сообщало ведомство.
По «глубокому убеждению» участников рынка, решение отменить понижающий коэффициент приведет к негативным последствиям для бизнеса транспортных компаний и их заказчиков на фоне «существенного роста иных налоговых и неналоговых платежей». В результате «значительное увеличение» финансовой нагрузки на транспортно-логистические предприятия приведет к необходимости пересмотра действующих соглашений между грузоотправителями и перевозчиками, что, в свою очередь, будет переложено в цену конечных товаров и оказываемых услуг, говорится в письме.
Лизинговые компании вышли на плато после волны возвратов грузовиков Подписка на РБК
Ранее, как напоминают обратившиеся, объединения уже обращались к премьеру с просьбой не принимать решение по изменению понижающего коэффициента, учитывая «и без того плачевную ситуацию» в сфере грузовых автоперевозок и регулярно возрастающие затраты по всей цепочке поставок. Со ссылкой на ответ Минтранса, полученный в качестве обратной связи, авторы сообщают, что, по оценке ведомства, рост затрат на ремонт автодорог составил 80%, на их капитальный ремонт — 60%. Это послужило «основным аргументом» в пользу необходимости отмены понижающего коэффициента при расчете тарифа в «Платоне». Одновременно с этим сообщается, что базовый размер платы определен еще в 2015 году и составляет 3,73 руб. за километр.
При этом еще в феврале 2016 года бизнес предложил вместо отмены скидок ввести дополнительные акцизы на дизтопливо по 1 тыс. руб. за тонну на 2016–2017 годы, что, по расчетам, составляло 72 млрд руб. в год дополнительных доходов Федерального дорожного фонда. Тогда это предложение было поддержано Минтрансом и в дальнейшем согласовано с Минфином. «Реализация решения о повышении акцизов на топливо обеспечила поступление дополнительных сумм акцизов, которые собираются до настоящего момента, что полностью компенсирует выпадающие доходы», — подчеркнуто в письме.
Следующий год для бизнеса будет «сложным периодом», ожидают представители отраслевых объединений. В этом году российские транспортные компании оказались «на грани рентабельности» из-за резкого снижения спроса на грузоперевозки и падения тарифов, констатировал Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс» (среди подписантов), совладелец и заместитель директора ПЭК. В следующем году, напомнил он, участники рынка столкнутся с дополнительными сложностями — повышением налоговой нагрузки, топливных затрат, расходов на IT-системы и обучение сотрудников после перехода к обязательной электронной накладной, а также с ростом затрат на оборудование площадок из-за новых требований к экспедиторам. По прогнозам Филатова, эти факторы наряду с повышением тарифов «Платона» могут привести к увеличению себестоимости перевозок на 12%. «С учетом инфляции в логистической отрасли, которая, по нашим прогнозам, составит 4%, тарифы вырастут на 15–17%», — добавил он.
Как длинные отсрочки ретейла ломают бизнес автоперевозчиков Подписка на РБК
Кроме того, продолжающийся рост цен на автотранспорт и стоимости его обслуживания, а также устаревание парка снижают уровень безопасности на дорогах, отмечается в письме. С учетом того, что значительная часть участников рынка относится к представителям малого бизнеса, которые не смогут нести в 2026 году «такие совокупные затраты», создается риск ликвидации и банкротств транспортных предприятий уже в следующем году.
По расчетам авторов письма, к 1 февраля 2026 года тарифы в «Платоне» увеличатся на 11% год к году в соответствии с прогнозным уровнем инфляции, а в следующие периоды (2027–2028 годы) по мере роста, а потом и отмены понижающего коэффициента — на 47,3 и 46,8% соответственно. С 2019 года размер взносов в системе уже вырос на 76%. К февралю 2026 года накопленная инфляция достигнет 95,3%, а к февралю 2028 года — 115%.
РБК направил запрос в Минтранс и аппарат правительства России.
Читайте РБК в Telegram.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Авторы Теги

